На главную
Карта сайта
Вверх

Музыкальная страничка Андроповой Ольги Геннадьевны

 
 
 
В каждом маленьком сердечке должна жить музыка.
А для того, чтобы она там поселилась, нужен музыкальный руководитель!
 
 
 
    Здравствуйте!
  Добро пожаловать на страничку музыкального руководителя детского сада!
  Я, Андропова Ольга Геннадьевна, рада приветствовать всех:
    •        Кто любит заниматься с детьми творчеством;
•        Кто формирует в детях музыкальный вкус;
                                                  •        Кто пробуждает в детях чувство радости, стремления двигаться, улыбаться.
  Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.
  Музыка – становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств.
  Мы вводим маленького человека в этот мир, воспитываем у него на основе музыки добрые и высокие чувства.
 
 
 
«ЗВУКИ, КОТОРЫЕ НАС ОКРУЖАЮТ»
 
  Мир звуков окружает ребёнка с момента рождения (вернее он живёт в нём ещё до рождения). 
 В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и нам следует помочь ребёнку сделать верные шаги, чтобы музыка стала богатейшим достижением его жизни.
Постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками впечатления.
 Ребёнок не только слышит разные звуки, он различает их. Обычно малыши очень рано что-то мурлычут, напевают. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов. Малыши тянутся к звукам, к музыке.  Давайте помогать им в этом! Очень важно для развития слуха научить ребёнка слышать звуки природы. Прислушайтесь с малышом к звукам леса, а потом расскажите где и что звучит, близко или далеко поёт птичка, шуршит листва и т.д.
 Интересно предложить послушать запись голосов птиц, сначала тех, которые детям знакомы, затем новые голоса.  Вот такое постепенное приобщение ребёнка к миру  звуков должно дать его понимание того, что  музыкальные звуки — это нечто близкое к нему, связанное с его окружением, с природой.
 «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» В.А. Сухомлинский.
 
 
 
КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
 
 Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
 1. Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на  каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. 
 2.Работа над ритмикой.
 Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха
 Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. 
Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
 Наши советы:
- Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
- Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
- Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
- После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.
- Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
- Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика).
 
 
 
Как говорить с ребенком о войне
В каждой семье свои традиции, праздники. Но один день в году имеет особое значение для каждой Российской семьи – 9 мая. Очень важно воспитать у детей с раннего возраста память о том, какую огромную цену заплатил наш народ за свободу и независимость своей Родины, уважение к людям и событиям той Великой войны.
Важно рассказать детям:  
- какие беды и лишения принесла война: разрушенные дома, голод, разлуку с родными;  
- о смелости и храбрости воинов и даже детей во время войны; 
-  отметить какую цель преследовали наши и вражеские силы; 
- расскажите о том, как жили во время войны прадедушки, прабабушки ребенка, кто из них воевал, покажите фотографии из семейного архива; 
-  о том, как чтят память воинов-победителей, какие памятники есть в нашем городе, как правильно себя вести рядом с мемориалами. 
Рассказ не должен быть:  
- длинным; 
- без большого количества дат и цифр (лучше назвать время года); 
- не требовать от детей воспроизведение даты;
- избегать, опускать особые жестокие страшные факты, способные повлиять на психику. 
Прочитайте рассказы для детей о войне, выучите стихи. Если в семье есть ветераны, пожилые люди, пережившие войну – сделайте для них сувениры, открытки ко Дню Победы.
 
 
 
 
 
Несколько советов, как правильно выбрать чешки.
 
 Правильный выбор чешек для ребенка — едва ли не основная составляющая при обучении и выступлениях. Чешки – это та же обувь и приобретать их необходимо строго в соответствии с правилами. Они должны быть мягкими и предельно комфортными. Только тогда в процессе ношения не будет никаких проблем – чешки прослужат долго и не подведут в самый ответственный момент.
Совет 1: Нужно внимательно осмотреть внешний вид чешек, заглянуть внутрь и проверить крепость швов. На чашках не должно быть ни каких лишних строчек и уплотнений. Особое внимание стоит уделять стельке, она должна быть мягкой, что позволит детям удобно ходить в чешках.
Совет 2: Обязательно примеряйте чешки на обе ножки вашего ребенка, не делайте эту покупку «за глаза». Ножка в чешке должна лежать достаточно свободно не сжимая стопу в пальцах. Задник чешек должен быть цельным без вырезов.
Совет 3: Дайте Вашему ребенку походить в чешках. Ни в коем случае чешки не должны спадать с ножки, и ребенок не должен почувствовать дискомфорт.
Совет 4: Если вы хотите приобрести чешки «на вырост», то рекомендуется покупать чешки с запасом не больше чем 0.3- 0.5 см. В этом случае вам понадобиться дополнительное крепление - «резиночка», которая будет фиксировать стопу вашего ребенка и не даст чешке упасть с ножки. Пришить можно обычную бельевую резинку соответствующим образом.
Совет 5: Если у Вас перед покупкой чешек возникли вопросы о том, являются ли чешки качественным продуктом фабричного производства, а не продуктом неизвестного происхождения, то тут выход один. Смело проситьпредъявить Вам соответствующие сертификаты из государственных центров сертификации и стандартизации.
Совет 6: Хранить чешки желательно в отдельном полотняном мешочке.
Желаю вашим детям достичь больших успехов в постижении танцевальных движений и танцев, получая от этого только положительные эмоции.
 
  
 
 
Для чего нужны чешки на занятии
 
   Очень часто родителей маленьких детей волнуют такие вопросы:
Зачем для музыкальных занятий в детском саду нужны - чешки?
Не вредна ли эта обувь для неокрепших ножек малыша с ортопедической точки зрения?
Дорогие родители, я постараюсь ответить на эти вопросы кратко, но информативно.
    Для любых случаев жизни, обувь, прежде всего, должна быть удобной, и музыкальные занятия в детском саду не исключение из этого правила. Ни одно красивое движение или просто шаг не удастся сделать без подходящей для этого обуви, занятия вместо удовольствия будут вызывать отрицательные эмоции и портить настроение вашему малышу.
     Чешки — специальная обувь для музыкально - ритмических занятий и танцев. Именно поэтому чешки занимают одно из ведущих мест при подготовке к музыкальным занятиям. У них легкая, гибкая подошва, которая не скользит и позволяет детям безопасно бегать, прыгать, выполнять танцевальные движения. Что не мало важно, материал из которого шьют чешки — натуральная кожа, поэтому ножка вашего ребенка не будет потеть. Одно из свойств кожи — растяжение, поэтому, со временем, чешки приобретут  индивидуальные особенности стопы вашего ребенка и будут сидеть максимально комфортно. Эта обувь позволяет защитить ногу вашего ребенка от возможных механических повреждений и, в то же время, не затрудняет движение, полностью раскрепощает стопу, позволяет правильно выполнять задаваемые упражнения.
     Никто не спорит, что ребенку необходимо правильное формирование стопы и для этого носят обувь с четко фиксированной пяткой и подошвой, но на музыкальных занятиях дети выполняют различные движения, где им нужна гибкая стопа. В обуви с супинаторами, толстой подошвой, фиксированной колодкой дети будут неестественно выворачивать ноги. От этого в первую очередь будет страдать позвоночник и что самое неприятное - возможны травмы. С медицинской точки зрения, ношение чешек во время музыкальных занятий, вреда здоровью вашим детям нанести не может. А вот если ваш ребенок будет носить чешки как сменную обувь в детском саду, проблемы могут возникнуть...
    Использование чешек на музыкальных занятиях и во время праздников помогает детям двигаться легко и безопасно в соответствии с инструкцией по охране жизни и здоровья детей.
    Некоторые родители сомневаются, что чешки будут плохо сочетаться с красивым, праздничным платьем. Именно этот момент дает волю вашей фантазии, и вы можете придумать различные  варианты. Например, в виде бантика или цветка, украсить стразами, которые будут сочетаться с вашим платьем или костюмом и т. д.
 
 
 
Домашний оркестр
 
     Замечено, что дети очень любят музыкальные игрушки. С  их помощью музыка проникает в быт семьи. Как же правильно их использовать дома? 
   Дети хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, понимают красоту звуков. Родителям необходимо помогать развитию музыкальных способностей ребёнка  не только на музыкальных занятиях, но и с помощью музицирования дома.
     Взрослые могут исполнять знакомые для детей мелодии, а дети слушать. Постарайтесь выбрать мелодию, где нет больших интервалов и скачков, исполняйте в медленном темпе, чтобы ваш ребёнок мог следить за вашим исполнением. Ребёнок может присоединиться к вам, а затем попробовать исполнить мелодию самостоятельно. Самостоятельная музыкальная  деятельность развивает музыкальные и творческие способности дошкольника.
Перечень музыкальных игрушек: колокольчики, погремушки, музыкальная шкатулка, шарманка, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка ,деревянные ложки ит.д.
 
Кухонная посуда тоже может стать музыкальным инструментом.
 - Ложки, лучше взять деревянные, ударять ими в нужном ритме об ладонь.
 -Кастрюля, верх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, может стать барабаном.
- Алюминиевая кастрюля, по дну которой можно не сильно бить ковшиком или ложкой.
 - Если вам нравится экспериментировать, то попробуйте  подыграть себе;
- на стаканах,
- тёрке,
- тарелках,
- крышках от кастрюль и т.д.
 
 
Домашний театр.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры и поэтому театрализованное искусство так понятно детям. «Домашний театр» – это не просто развлечение. 
В театрализованных играх ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. 
Выступая перед зрителями (папой, мамой, бабушкой, дедушкой, гостями), дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание, мышление, воображение. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности вашего ребёнка в школе, помогут ему  войти в мир сверстников. 
Поэтому так важно вовлечь детей в игровые представления, домашние концерты, в подготовку к ним, предвосхищающую радость совместного участия. «Домашний театр» знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, традиции и обряды, музыку. 
Большое и разностороннее влияние «домашнего театра» на личность ребёнка позволяет использовать его как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Важен сам акт творения. Не надо ожидать от ребёнка проявления таланта, способностей – они у него есть. Дети, в отличие от взрослых, не стремятся к высокому результату, они действуют свободно. 
Взрослые должны помочь своим участием ребёнку почувствовать себя в образе героя сказки, раскрепоститься, прожить в этой роли, получить удовольствие. 
Музыка задаёт эмоциональный фон. Можно включить классическую музыку Моцарта, Штрауса, Вивальди, Грига. 
Праздник завершается чаепитием, вручением подарков, сувениров
 
Музыка и дети!
 «Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители.
Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.
 Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях.
 Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.
 Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Неслучайно музыка используется в медицине.
 Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источника силы».
Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.
Дети, занимающиеся музыкой, как отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве.    Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями. Слушание музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому!
 Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.
 Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь, поэтому, начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте.
 Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания.
Пусть хорошая музыка ежедневно звучит в доме: симфоническая, джазовая, духовная. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает их жизнь яркой и интересной!
 
Музыка в общении с ребенком
 Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим ребенком в удивительный мир гармонии звуков.
Создайте домашнюю фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Такую музыку можно включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку или использовать при укладывании ребенка спать.
Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.
 Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.
Приведу несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком дома.
 Игра на развитие слуха: «Угадай что звучит».
Для этой игры Вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме (стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка). Возьмите карандаш, только держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук, и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.
Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно от 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, игру можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.
 Игра «Угадай мелодию».
Правила игры очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему малышу песенку, и прохлопайте ее. Если в оригинале мелодия тихая, нужно хлопать тихо, а когда громкая – соответственно, громко. Но не забывайте, что ребенку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре испытывайте только припев песенки, или даже всего несколько строчек. Например, если Вы загадали «Антошку» достаточно прохлопать только «АнтОшка, АнтОшка, пойдем копать картОшку». Это будет приблизительно так: 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; два хлопка; пауза; два быстрых хлопка; пауза; 3 хлопка (второй более громкий); пауза. Все нужно повторить два раза. Если ребенку будет трудно угадать, добавьте к хлопкам еще звуки, например «пам - пам - пам». Но не нужно петь мелодию, просто проговаривайте ритм. Не забывайте предлагать Вашему ребенку прохлопать мелодию вместе с Вами, так ему легче будет сориентироваться.
 
 
 
 
 
 
Музыка и дети!
«Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители.
Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.
Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях.
Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.
Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Неслучайно музыка используется в медицине.
Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источника силы».
Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.
Дети, занимающиеся музыкой, как отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве.    Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями. Слушание музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому!
Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.
Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь, поэтому, начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте.
Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания.
Пусть хорошая музыка ежедневно звучит в доме: симфоническая, джазовая, духовная. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает их жизнь яркой и интересной!
 
 
«Пойте на здоровье!»
Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.
При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.
Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.
 Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.
Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?
Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.
Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.
Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.
Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.
Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.
Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:
«Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);
«Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);
«Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
«Задуваем свечи на торте»
Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.
А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.
Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.
Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!
 
 
«Ритм в музыкальном развитии детей»
Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.
Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
То есть,  не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.
Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.
Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
 
 
 
 
 
Музыкальное развитие ребенка
  Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
 Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и  музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…
    Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.
Младенец  рождается  с  практически неразвитым  зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. 
Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.
Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом может   быть   один   из ударных, а таковым может служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.
С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.
 Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.
С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка — магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.
 Нужно записывать на кассеты, диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.
 Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:
  •  Наглядно-слуховой метод- основной.
Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
  • Наглядно-зрительный метод- в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.
  • Словесный метод- тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить  внимание ребенка на смену настроений, на изменения  в  звучании.
  • Практический метод- (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению  музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Советы родителям.
1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.
6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.
Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
 
 
   Консультация музыкального руководителя для родителей.
   Тема: «Музыкальные игры в семье».
         Игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.
Музыкально-игровая деятельность способствует как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.
 Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.
 Громко – тихо.
Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.
Ход игры:
1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют
«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.
 Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
 Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
 Угадай мелодию.
Игровой материал: записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
 Танцы сказочных персонажей.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)
  Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.
  Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
 Подготовил: Андропова О.Г. музыкальный руководитель
 
 
 
 
Кукольный театр «Пожар в лесу»
  Как надо вести себя во время пожара? - важно объяснить это детям уже в дошкольном возрасте. Каждому ребенку надо обязательно дать основные понятия опасных для жизни ситуаций и поведения в них. 
Самый доступный способ объяснения для детей – сказка. Поэтому, в рамках прошлой недели, посвященной экологии,воспитатели  нашего детского сада  показали интересный и поучительный кукольный спектакль «Пожар в лесу», который познакомил ребят  не только с миром прекрасного, но и пробудил в них способность к состраданию, сопереживанию, активизировал их воображение. Беспечные козочки, непослушные  любители  спичек, заботливая мама-коза и  козленок, поднявший тревогу, сорока, напомнившая, что, если что-то загорится, звоните быстро – 01, зайка и  лисичка, волк и волчонок, пришедшие  на помощь во время пожара – все образы были обаятельны и артистичны. Волк – пожарный  напомнилнашим маленьким зрителям, что причина возгорания – детское непослушание.
 Наглядной и поучительной получилась  лесная сказка, в которой кукольные  герои  донесли до зрителей основную суть:
С огнем шутить нельзя,
Спички детям не игра.
Аутром, вечером и днем
Быть осторожными с огнем!»
 Сказка всем понравилась. Ребята разных возрастных групп очень эмоционально реагировали, переживали, дружно аплодировали героям. Элементарные правила пожарной безопасности, в форме сказки, хорошо запомнятся детям, что поможет им избежать многих ошибок в будущем.
 
Музыкальный руководитель: 
О.Г.Андропова.
 
 
 
 
 
 
 

Пираты ищут клады!

Мы бесстрашные ребята,

Потому что мы пираты!

 

Пираты – любимая тема каждого ребенка. Любой пиратский  праздник дарит детям незабываемое впечатление, атмосферу хорошего настроения, восторг от приключений.

    В нашем детском саду прошло увлекательное морское путешествие! Ребята младших групп №5,6 и средних групп №9,13, перевоплотившись в настоящих пиратов, отправились на поиски клада под чутким руководством опытных капитанов - наших воспитателей (Шваревой Л.В., Боровиковой Л.А., Мартюшевой А.М.)

    Прежде, чем отправиться навстречу приключениям, все ребята прошли посвящение в пираты и научились выполнять команды капитана. Впереди ждали трудные испытания: нужно было найти все части карты сокровищ. Было нелегко. Встреча с акулами и пираньями никого не оставила равнодушным. И вот он - остров, где спрятан клад, и карта. Сундук с богатством найден! На лицах юных пиратов радость и восхищение, ведь в старом сундуке оказалось много жемчуга (сладостей). Морское путешествие закончилось веселым пиратским танцем и песней «Мы пираты».

    Довольные и счастливые, ребята обещали своим капитанам отправиться на поиски новых сокровищ. Но это совсем другая история…….

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Музыкальный руководитель:

 Андропова О.Г.