На главную
Карта сайта
Вверх

Информационные материалы для педагогов

 

Реализация ФГОС ДО

 

 

Полезные ссылки

 

 

 

Технология «Детский совет»
как важнейшая форма поддержки детской инициативы
 
 
 Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет», разработанная авторским коллективом ООП ДОО «Вдохновение», под редакцией И. Е. Федосовой, В. К. Загвоздкиной.
Что такое «Детский совет»? 
Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.
Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. 
«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. 
Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.
 Задачи «Детского совета»: 
1. Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон». 
2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. 
3. Развивать эмпатию. 
4. Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. 
5. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. 
6. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. 
7. Разработать план действий. 
8. Учить детей делать осознанный ответственный выбор. 
9. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
 Как организовать «Детский совет»? 
Во-первых, освободить развивающую предметно-пространственную среду: сделали уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются. Вместе с детьми определяются правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно: 
«Внимательно слушай других». 
«Кричать и бегать можно на улице». 
«Материалы которые тебе нужны, положи так, чтобы их можно было взять другим» и т.д. 
Как работает «Детский совет»? 
«Детский совет» проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:
 1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. 
 2. Беседа на свободную тему. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? 
Обмен новостями – это обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Чтобы понять строй мыслей другого человека нужно, чтобы он говорил. Поэтому обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые – это обеспечивает широкий диапазон событий. 
В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение. В данном случае легкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию. 
 3. Мотивирование детей на изучение темы. Это может быть история одного ребенка «Какая красивая новогодняя игрушка?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня шла на работу, увидела, как дворник чистит снег».
И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а еще лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. 
 4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В педагогической деятельности по вовлечению детей дошкольного возраста в проектирование используется технология Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?».
Оценив, познавательные инициативы и образовательные запросы детей воспитатель с целью решения педагогических задач, предлагает детям, узнать что-либо новое. Тем самым, опираясь на опыт детей, педагог осуществляет образовательный процесс в зоне ближайшего развития. Согласно этой модели то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с педагогами, завтра он сможет делать самостоятельно. 
 5. Совместное составление плана работы над проектом. Планирование осуществляется совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учтываются идеи и вопросы детей. Воспитатель помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляется, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?».
Так заканчивается утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов. Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.
Что характерно, активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, необходимо выбирать те, которые, во-первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставить детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности и возможно с помощью родителей. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы.
Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии. 
Как осуществляется планирование? 
«Модель года» – примерное перспективное планирование тематики детско-взрослых проектов на учебный год. В его составлении принимают участие все участники образовательных отношений: дети, педагоги и родители. 
Хорошей помощью может оказаться совместная работа с детьми по составлению объявления для родителей. На листе бумаги дети обратились к своим родителям: «Дорогие папы и мамы! Нам хочется больше узнать о животных, космосе, как устроен человек, что было до нашей эры, сохраним наш мир. Обращаемся к вам за помощью: сводите нас в библиотеку, помогите подобрать книги, изготовить макеты, покажите видео фильмы и др. Ваши любознательные детки». 
Самое трудное – это организация образовательной деятельности, обеспечивающая участие детей и родителей. При такой форме планирования осуществляется учет детских потребностей, интересов и инициатив, то есть реализуется базовые положения ФГОС ДО о том, что ребенок должен стать полноправным участником образовательных отношений. 
Календарный план отражает содержание самостоятельной образовательной деятельности детей в центрах, действия педагогов для стимулирования их самостоятельной деятельности, а также совместную образовательную деятельности педагога с детьми в одном из центров. План открыт для спонтанных детских идей и новых мыслей. 
Организация образовательной деятельности ориентирована на ребенка, предполагает отказ от жесткого расписания. Работа над проектом идет следующим образом: дети могут разделиться на подгруппы, и выбрать ту или иную деятельность в центрах по интересам, самостоятельно работают в нем. Воспитатель советует обратиться к материалам (энциклопедия, наглядным материалом, играми и игрушками), которыми предварительно наполнил центры согласно педагогическим задачам. 
Так технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.
 
Литература - Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л. В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с.: ил. – (Серия «Вдохновение»).

 

 

 

 

 

 

 

 Понятие «технология» в педагогике

 

В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. В переводе с греческого Techne – искусство, мастерство, умение и логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

 

В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

 

Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М. Чошанов).

 

Педагогическая технология – есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).

 

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

 

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

 

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов).

 

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

 

Технологии в работе с детьми

 

Здоровьесберегающие технологии

 

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей.

 

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз);

  • подвижные и спортивные игры;

  • контрастная дорожка, тренажеры;

  • стретчинг;

  • ритмопластика;

  • релаксация.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

  • утренняя гимнастика;

  • физкультурные занятия;

  • бассейн;

  • точечный массаж (самомассаж);

  • спортивные развлечения, праздники;

  • день здоровья;

  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра);

  • игротренинги и игротерапия;

  • занятия из серии «Здоровье».

 

Коррекционные технологии

  • технология коррекции поведения;

  • арттерапия;

  • технологии музыкального воздействия;

  • сказкотерапия;

  • технология воздействия цветом;

  • психогимнастика;

  • фонетическая ритмика.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:

1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса.

2. Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног.

3. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки).

4. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.

5. Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.

6. Ходьба по дорожкам из пробок босиком.

7. Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:

  • мимические разминки;

  • гимнастика для глаз (способствующая снятию напряжения мышц глаз);

  • пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение);

  • дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки);

  • точечный массаж;

  • игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Ведь здоровье – это бесценный дар.

 

Технологии проектной деятельности

 

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей всферу межличностного взаимодействия.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности:

  • Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

  • Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание.

Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть.

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

IV этап работы над проектом (заключительный) является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

 

Классификация учебных проектов:

  • «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

  • «конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

 

Типы проектов:

  1. по доминирующему методу:

  • исследовательские,

  • информационные,

  • творческие,

  • игровые,

  • приключенческие,

  • практико-ориентированные.

  1. по характеру содержания:

  • включают ребенка и его семью,

  • ребенка и природу,

  • ребенка и рукотворный мир,

  • ребенка, общество и его культурные ценности.

  1. по характеру участия ребенка в проекте:

  • заказчик,

  • эксперт,

  • исполнитель,

  • участник от зарождения идеи до получения результата.

  1. по характеру контактов:

  • осуществляется внутри одной возрастной группы,

  • в контакте с другой возрастной группой,

  • внутри ДОУ,

  • в контакте с семьей,

  • учреждениями культуры,

  • общественными организациями (открытый проект).

  1. по количеству участников:

  • индивидуальный,

  • парный,

  • групповой,

  • фронтальный.

  1. по продолжительности:

  • краткосрочный,

  • средней продолжительности,

  • долгосрочный

Технология проблемного обучения в детском саду

 

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

 

Технология исследовательской деятельности

 

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных и исследовательских технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).

 

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

  • эвристические беседы;

  • постановка и решение вопросов проблемного характера;

  • наблюдения;

  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

  • опыты;

  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

  • подражание голосам и звукам природы;

  • использование художественного слова;

  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

  • трудовые поручения, действия.

 

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Опыты (экспериментирование)

  • Состояние и превращение вещества.

  • Движение воздуха, воды.

  • Свойства почвы и минералов.

  • Условия жизни растений.

 

Коллекционирование (классификационная работа)

  • Виды растений.

  • Виды животных.

  • Виды строительных сооружений.

  • Виды транспорта.

  • Виды профессий.

 

Путешествие по карте

  • Стороны света.

  • Рельефы местности.

  • Природные ландшафты и их обитатели.

  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

 

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды).

  • История жилища и благоустройства.

Технология строится на следующих принципах:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

  • Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

  • Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Возможно, использовать следующие методы:

Словесный метод.

  • Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

  • Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

Практический метод.

  • Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

Игровой метод.

  • Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»

  • Обсуждение реального или вымышленного события.

  • Постановка цели исследования (узнать).

  • Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

  • Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

  • Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

  • Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

  • Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

  •  

Информационно-коммуникационные технологии

 

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем;

  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий;

  • наставником в выборе компьютерных программ;

  • сформировать основы информационной культуры его личности;

  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер.

  • Легкость для самостоятельных занятий детей.

  • Развитие широкого спектра навыков и представлений.

  • Возрастное соответствие.

  • Занимательность.

 

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти.

  • Говорящие словари иностранных языков.

  • Простейшие графические редакторы.

  • Игры-путешествия.

  • Обучение чтению, математике.

  • Использование мультимедийных презентаций.

 

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • обладает стимулом познавательной активности детей;

  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

 

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 

Личностно - ориентированная технология

 

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

  • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

  • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

 

Технология портфолио дошкольника

 

Портфолио это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

 

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);

  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);

  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять, как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например, считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья» В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу – помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас» В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

 

Технология «Портфолио педагога»

 

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  • творчески думающим;

  • владеющим современными технологиями образования;

  • приемами психолого-педагогической диагностики,

  • способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности;

  • умением прогнозировать свой конечный результат.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

 

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести

следующие разделы:

 

      Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

  • этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

  • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

  • дипломы различных конкурсов;

  • другие документы по усмотрению педагога.

 

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности»

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период.

В раздел могут быть включены:

  • материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

  • материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

  • сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

  • анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

 

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

  • материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

  • материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

  • материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

  • в неделях педмастерства;

  • в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

  • авторские программы, методические разработки;

  • творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

 

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

  • планы по организации предметно-развивающей среды;

  • эскизы, фотографии и т. д.

 

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

 

Игровая технология

 

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

 

Технология «ТРИЗ»

 

Задача педагогов согласно ФГОС ДО – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Важно не упустить дошкольный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Технология решения изобретательских задач представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

 

Технология разноуровневого обучения

 

Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

  • сетевое планирование;

  • разноуровневый дидактический материал.

  •  

Технология интегрированного обучения

 

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

  • сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

  • проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».

 

Примерная структура:

 

  • вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды?);

  • основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря;

  • заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование); Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.

 

Методика подготовки и проведение:

 

  • выбор областей;

  • учёт программных требований;

  • базовое направление;

  • выявить основной принцип построения системы занятия;

  • продумать развивающие задачи;

  • использовать разнообразные виды деятельности;

  • учитывать особенности формирования развития различных видов мышления;

  • использование большего количества атрибутов и наглядного материала;

  • использовать методы и приёмы продуктивного характера;

  • учитывать личностно-ориентированный подход.

  •  

Технология коллекционирования

 

Коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой. Все то, из чего коллекционеры составляют свои собрания, можно разделить на «предметы культуры» или «объекты природы».

Коллекционирование - это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только механический сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция является в какой-то степени отражением внутреннего мира человека. Коллекционирование, как вид хобби, имеет много достоинств.

  • способствует интересу коллекционера к истории, искусствоведению вообще и истории объекта коллекционирования в частности;

  • создает возможность общения с людьми, разделяющими то же увлечение, заведению новых знакомств;

  • не требует регулярно уделять ему определенное количество времени (в отличие от хобби, связанных с приобретением какого-либо навыка - например, занятий спортом или музыкой) и прекрасно подходит для занятых людей.

  •  

Технология музейной педагогики

 

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музейной культуре подрастающего поколения, творческое развитие личности. Психологические исследования показали, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами. Одна из форм музейной педагогики - организация в детских садах мини-музеев и этнографических комнат. Конечно же, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому педагоги называют эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Мини-музеи вызывают большой интерес детей, сотрудников ДОУ, родителей, которые зачастую оказываются активными помощниками в создании мини-музеев.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии следует учитывать следующие принципы:

  • наглядность;

  • доступность;

  • динамичность;

  • содержательность (материал должен иметь воспитательно-образовательную направленность, способствовать развитию любознательности).

Работа с детьми в мини-музеях предусматривает не только качество и количество полученной детьми информации в ходе знакомства с экспозициями, но и пробуждение творческой активности у детей. Поэтому следует очень тщательно продумывать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини музеев. Для этого педагоги могут использовать разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды деятельности, как: заполнение музейных дневников, в которых представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

 

Технологии создания предметно-развивающей среды

 

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

 

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

 

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

 

Всем творческих успехов!!!

 

 

 

 

Технологии в работе

 

с педагогическим коллективом

 

 

Технология формирования индивидуального стиля управленческой деятельности заведующего (старшего воспитателя)

 

Руководитель ДОУ воздействует на мотивационную сферу, используя поощрения и наказания, моральные и материальные стимулы, создаёт психологический климат, вызывает стремление работать лучше, подбирает задания с учётом интересов и способностей работников. Главным слагаемым является умение поддержать доброе имя педагога в глазах коллектива путём доброжелательной оценки его работы, опираться на коллектив при стимулировании активности личности.

 

Технология самовоспитания и самообразования педагога

в системе дошкольного воспитания

 

Самовоспитание и саморазвитие - высшие формы саморазвития – сознательная работа по совершенствованию своей личности как профессионала.

Технология самовоспитания:

  • самодиагностика;

  • самоанализ деятельности воспитателя;

  • анализ состояния по проблеме;

  • осознание необходимости самовоспитания;

  • определение целей и задач;

  • определение основных направлений;

  • изучение литературы по проблеме;

  • создание программы по самовоспитанию;

  • разработка критериев качественных изменений;

  • выбор форм и методов самосовершенствования;

  • стимулирование;

  • деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ;

  • подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования.

 

Технология самообразования педагогов:

 

  • самодиагностика педагога;

  • анализ деятельности по проблеме;

  • разработка программ самообразования;

  • корректировка плана;

  • итоговая диагностика;

  • закрепление достигнутых результатов;

  • определение более сложных задач на будущее.

  •  

Технология «Шесть шляп мышления»

 

Приём «Шесть шляп мышления» привлекателен тем, что он позволяет более рационально организовать мыслительный процесс. Данный метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Автор технологии «Шесть шляп мышления», известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель, Эдвард де Боно.

«Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Как правило, каждый человек имеет свой взгляд на предмет, и чем выше интеллектуальные способности человека, тем сильнее он будет защищать свою позицию, свое представление о предмете. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.

Важное преимущество метода в том, что каждый педагог, решая определенную образовательную задачу, может строить свою последовательность деятельности на занятиях под полями шести шляп, комбинируя их в нужной последовательности. Например, идея родилась. Следующий этап ее развития - проверка на жизнеспособность с использованием мышления в желтой шляпе, в конструктивном развитии идеи, ее позитивной оценке и выявлении всех преимуществ. После этого на сцену выходит мышление в черной шляпе. Мышление в белой шляпе берет слово в тот момент, когда появляется необходимость в предоставлении фактов, отражающих сущность данной идеи. На заключительном этапе слово передается мышлению в красной шляпе, призванному на уровне эмоций ответить на вопрос: нравиться ли нам эта идея?

Ну, и наконец, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

Аллегория со шляпами имеет еще одно очень важное преимущество: методика позволяет избежать перехода на личности.

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

 

Педагогический совет

 

Педагогический совет постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения деятельности ДОУ, трибуна передового педагогического опыта.

Алгоритм подготовки и проведения педагогических советов:

  • работа творческой группы педагогов по подготовке к педсовету;

  • анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива;

  • анкетирование детей и родителей по теме педсовета;

  • подготовка технологической карты проведения педсовета;

  • демонстрация детских видов деятельности, мероприятий по теме педсовета;

  • работа совместных творческих групп и родителей воспитанников для решения поставленных задач.

  •  

Круглый стол

 

Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

 

Задачей круглого стола - является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

    1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
      2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества).

 

Круглый стол предполагает:

  • готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;

  • наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

 

Дискуссия

 

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, характеризующееся различием позиции в объединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.

Стадия ориентации – ведущий оглашает цель дискуссии, объясняет актуальность дискуссионной проблемы и что дать обсуждение.

Стадия оценки – на данной стадии происходит сопоставление, конфронтация, конфликт мнений, идей, информации.

Стадия консолидации – выработка общих мнений, позиций.

 

Мозговой штурм

 

Мозговой штурм метод обучения, основанный на групповом формировании проблемно-познавательной ситуации, представляющей собой единство двух элементов – выдвижения идей и их развития.

Подготовительный этап – формирование проблемы. Проблема должна иметь теоретическую и практическую актуальность и вызывать активный интерес участников мозгового штурма.

Отбор у частников – 7-12 чел, дилетанты и специалисты.

Формулирование правил ведения мозгового штурма (запрет критики, шутливые идеи, каждый участник высказывает своё мнение).

Этап генерирования идей – ставится проблема, выдвигаются идеи(20мин)

Этап анализа и оценки идей – обсуждение, отбор и оценка лучших идей. Ведущий подводит итоги, называется общее число идей, даётся общая оценка работе.

Преимущества технологии:

  • проблема всегда перед глазами, работник придумывает что-то своё, если идей нет, значит надо найти способы побудить сотрудников участвовать в мозговом штурме.

 

 

Проектная деятельность педагога

 

Проектирование – это создание, конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей деятельности в конкретных условиях.

 

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.

Деятельность проектирования всегда имеет цель создание нового объекта или процесса. Это продуктивная деятельность, её продуктом выступает проект. Педагогический проект- это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определённых целей, которые в свою очередь зависят от приоритетных педагогических ценностей.

 

Необходимость проектов возникает:

 

  • в проблемных ситуациях, когда перед людьми стоит значимая проблема;

  • при изменении масштаба при осуществлении текущей деятельности;

  • когда сложно оценить все последствия от внедрения новшеств.

1 этап: подготовительная работа:

  • анализ объекта проектирования;

  • выбор формы проектирования;

  • теоретическое обеспечение проектирования;

  • методическое обеспечение проектирования;

  • пространственно-временное обеспечение проектирования;

  • материально-техническое обеспечение проектирования;

  • правовое обеспечение проектирования

2 этап: разработка проекта:

  • выбор системообразующего фактора;

  • установление связей и зависимостей компонента;

  • написание документа.

3 этап: проверка качества объекта:

  • мысленное экспериментирование применения проекта;

  • экспертиза оценки проекта;

  • корректировка проекта;

  • принятие решения об использовании проекта.

  •  

Анализ конкретных ситуаций

 

Ситуация – это сочетание условий и обязательств, создающих определённую обстановку, положение. Под конкретной ситуацией понимается реальное событие, происшедшее под влиянием некоторых факторов.

Технология анализа:

1 этап: первоначальное знакомство с материалом. Каждый педагог или группа получает описание ситуации и самостоятельно изучает материал

2 этап: предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Ведущий отвечает на вопросы, возникающие у участников проблемы.

3 этап: анализ практической ситуации в подгруппе. Необходимо подготовиться к формулировке своих выводов и заключений пред межгрупповым обсуждением

4 этап: Межгрупповая дискуссия. Представитель от группы высказывает мнение.

5 этап: подведение итогов. Ведущий даёт оценку.

 

Портфолио

 

Портфолио – технология и портфолио - продукт.

В основе используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.

Этапы:

1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

2. Разработка структуры материалов портфолио.

3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов к портфолио.

4. Сбор и оформление материалов Рефлексия деятельности на этапе.

5. Пробы в презентации портфолио.

6. Презентация в рамках цели создания и использования

7.Оценка результатов деятельности. Итоговая рефлексия. Как только заканчивается процедура аттестации, сразу же начинается подготовка к следующей, и цикличность повторяется. Портфолио - это отчёт по процессу деятельности, основанный на принципе «добровольности»

 

Мастер-класс

 

Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта. Это средство передачи педагогом - мастером концептуальной и практической сторон только своей педагогической системы.

 

Технология подготовки и проведения:

 

Цель - создать условия для профессионального самосовершенствования участников - мастер-класса.

 

Этапы:

1. презентация педагогического опыта мастера;

2. представление системы педагогической деятельности;

3. имитационная игра;

4. моделирование;

5. рефлексия.

 

Деловая игра

 

Деловая игра – это имитация жизненной ситуации, процессов производств и профессиональной деятельности, занятой в ней людей.

 

Технология деловой игры:

1. Определение назначения игры. Для кого игра, сколько человек примет участие в игре.

2. Определение цели игры. Существуют педагогические и игровые цели.

3. Определение содержания игры.

4. Определение комплекса ролей и инструкции по их выполнению.

5. Определение правил игры.

6. Выбор системы оценивания.

7. Составление комплекта игровой документации.

8. Текстовое и графическое оформление деловой игры.

 

Проведение деловой игры имеет 4 последовательных этапа:

1. Информационно-теоретический.

2. Организационный.

3. Игровой.

4. Подведение итогов.

 

 

 

 

Всем творческих успехов!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентации

Предметно-пространственная среда

"Мы разные, но мы - вместе"

Бирюкова Т.В., Дворецкая И.Г.

Курмачева Н.М., Крамаренко О.М.