На главную
Карта сайта
Вверх

Методический кабинет

 
Рабочая программа педагога:
особенности педагогического процесса в детском саду
 
   Одна из особенностей, влияющая на педагогический процесс в детском саду, это сложность окружающей дошкольников среды. В нашей жизни постоянно появляются различные технические новинки. Люди старшего поколения не успевают освоить одни так называемые гаджеты, как появляются другие. Не успели они использовать возможности старого мобильного телефона, как появились новые модели, гораздо более продвинутые и обладающие более серьезными свойствами. 
Интересно наблюдать, что в освоении технологических новшеств дети зачастую опережают взрослых. Психологически это оправдано тем, что у детей более гибкое мышление и тем, что у них отсутствуют определенные стереотипы. 
 Влияние окружающей среды дошкольников на педагогический процесс
Влияет на дошкольников окружающая среда. В современный век новых технологий с каждым годом появляется все больше технологических новинок: современных компьютеров, телефонов, айфонов, и ребенок успевает осваивать их возможности. Что в этой ситуации делают педагоги? Ребенок их опережает, а они продолжают отстаивать позицию учителя, как более умного и образованного, главного, ставят ребенка перед фактом, кто учитель, а кто ученик. Хотя дети видят, что это не так. Нарушается традиционная цепочка передачи знаний от взрослых к ребенку, от учителя к ученику, потому что ученик уже в чем-то своего учителя превосходит, это обязательно надо учитывать педагогу. 
  В связи с этим сегодня важно выработать новые технологии взаимодействия педагога с детьми. Важно уйти от авторитарной педагогики, от позиции учителя к педагогике сотрудничества. Это важно делать не только в детском саду, это важно делать и в школе, даже более чем при работе с дошкольниками.  
Нужно настраивать на эти новые технологии взаимодействия с детьми педагогов здесь и сейчас, использовать сильные стороны ребенка, в чем-то учиться у него и показывать, что какие-то вещи педагог может не знать, ребенок может чего-то не знать, но когда они свои усилия объединят, то смогут получить хороший результат. Внимание необходимо обращать на эту особенность, влияющую на педагогический процесс в детском саду, и эти нюансы тоже можно отражать в рабочих программах. 
 
Технологии взаимодействия педагога с детьми в условиях  быстрой изменяемости
окружающего мира
Следующая особенность, влияющая на педагогический процесс в детском саду, это быстрая изменяемость окружающего мира, когда уже становятся неактуальными энциклопедические знания, которыми владели и владеют люди старшего поколения. Ранее, действительно, обращалось особое внимание именно на накопление объема знаний. Но в сегодняшней, современной жизни это не всегда актуально. Знаний так много, что детям важнее и целесообразнее усваивать не сами знания, а путь получения этих знаний, возможность получения их самостоятельно, овладение комплексным инструментарием познания мира – вот что наиболее актуально для современных дошкольников, вот на что нужно обратить внимание педагогов. 
Педагогический процесс в детском саду должен строиться таким образом, чтобы воспитатели не преподносили ребенку знания в готовом виде, а учили детей самостоятельно открывать эти знания. Такие знания, добытые самостоятельно, остаются с ребенком на протяжении всей его жизни; это знания, к которым он подошел сам, которые он открыл самостоятельно в своей деятельности, а педагог так организовал этот педагогический процесс в детском саду, чтобы ребенок смог сделать это открытие. Это важно учитывать при осмысливании технологий взаимодействия педагога с детьми, и это же наиболее важно с точки зрения реализации положений стандарта. 
  Быстрая изменяемость окружающего мира говорит о том, что появляется все больше информации в различных областях знаний, и человек не способен овладеть всей этой информацией. По этой причине необходимо выстраивать педагогический процесс в детском саду следующим образом: с самого раннего возраста учить воспитанников тому, что информация разделяется на первостепенную и второстепенную.  
 Первостепенная информация – это информация наиболее важная, которая имеет отношение к нашей жизни и к нашему здоровью, к их сохранению, это та информация, которая имеет отношение к нашей деятельности, необходима нам для организации этой деятельности, подпитывает ее. Вот эта информация будет первостепенной, эту информацию нужно усвоить. Остальное можно отложить на потом. Главное, понять, куда она была отложена, чтобы при необходимости ее оттуда взять и освоить соответствующим образом. Вот именно на это в педагогическом процессе в детском саду делается акцент. 
Стоит отметить, что педагоги в написании своей рабочей программы могут и должны учитывать еще одну особенность – это особенности современной социокультурной ситуации, их можно описывать в пояснительной записке к программе.
 
 
Создание условий для поддержки детской инициативы
 
  В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность ярче всего проявляется в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.  Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию.
  Инициативный ребенок умеет реализовать свою деятельность творчески, проявляет познавательную активность.
Для развития познавательной активности детей в ДОУ созданы необходимые условия, учитывающие следующие факторы:
- образовательная и игровая среда, стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей;
-   предметно-развивающая среда   разнообразна по содержанию;
-   родители информированы о жизни ребенка в ДОУ (что нового узнал, чем помочь ребенку в поиске нового);
  Выше перечисленного недостаточно для того чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Необходимо использовать разнообразные формы и методы организации детской познавательной деятельности.
По нашему мнению, эффективны следующие формы работы поддержки детской инициативы:
- познавательные занятия, например, «Как изобрели бумагу?», «История создания первой книги», «Путешествие в мир часов»;
- совместная деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование, например, «Какая бывает вода?», «Тонет – не тонет»;
-  наблюдение и труд в центре природы, например, «Огород на окне», «Вырастим лук от семи недуг»;
- самостоятельная деятельность детей, организованная так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, сравнивать, запоминать, действовать, добиваться поставленной цели. Легко запоминаются и долго сохраняются в памяти те знания, которые получены исследовательским путем. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
  Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который все хочет знать, во всем разобраться, у него особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с интересом, удивлением, открывает для себя чудесный мир предметов, событий, явлений.
  Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Развивая познавательную активность, мы пришли к выводу, что наиболее успешны такие приемы:
-   моделирование ситуаций с участием персонажей;
-   поощрение самостоятельности;
-   оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка;
-   индивидуально-личностное общение с ребенком;
- создание коллекций, музеев, например, «Чудо дерево», «Детская книга», «Погремушка», «Курочка Ряба»;
- использование картосхем, алгоритмов, моделей обследования предмета, и др.
  Именно такое многообразие методов и приемов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
 Итак, для инициативной личности характерно:
-  произвольность поведения;
-  самостоятельность;
-  развитая эмоционально волевая сфера;
-  инициатива в различных видах деятельности;
-  стремление к самореализации;
-  общительность;
-  творческий подход к деятельности;
-  высокий уровень умственных способностей;
-  познавательная активность.
  Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью, так как многие задания выполняются совместно. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что-то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
  Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.
 
 
 
 
 
Памятка для педагогов
Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ
 
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное. 
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа Вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное Вами, всегда вернется к Вам многократно увеличенным.
Помните:
«Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна Ваша помощь, кому труднее, чем Вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с Вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность. 
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.