На главную
Карта сайта
Вверх

Психолог - на связи

 

Адаптация ребёнка к детскому саду.
 Как помочь своему малышу?
Всегда прощайтесь с ребёнком, прежде чем уйти.  Не нужно исчезать незаметно. Ребёнок воспримет это как предательство и перестанет вам доверять.
 Если вы пообещали забрать ребёнка после обеда - постарайтесь выполнить своё обещание. Не обманывайте его, сохраняйте доверительные отношения.
 Старайтесь не высказывать своих опасений по поводу детского сада или воспитателя в присутствии ребёнка. Ваша неуверенность передастся ему.
Если ребёнок плачет перед прощанием с вами в детском саду и просит увести его домой, не поддавайтесь на провокации. Иначе это будет повторяться ежедневно, и ребёнок решит, что можно не ходить в детский сад. Дайте ему понять, что посещение детского сада необходимо и ему, и вам.  
 Расширяйте круг общения ребёнка
Водите ребёнка на детские площадки, где есть незнакомые дети. Учите его знакомиться. Пусть он научиться находить общий язык со сверстниками.
 Придумайте ритуал встречи и прощания
Заранее договоритесь с ребёнком, что, прощаясь, вы будете сним обниматься и, например, стукаться кулачками. Ритуал прощания помлжет ему легче вас отпустить.
 Уходя, пожелайте ребёнку хорошо провести время.
Не утомляйте ребёнка
В период адаптации не перегружайте ребёнка новой информацией. Откажитесь дома от приёма шумных компаний, поддерживайте спокойную обстановку.
 Научите ребёнка занимать себя игрой
Вовлекайте ребёнка в совместные сюжетно-ролевые игры. Попробуйте организовать на детской площадка игры для детей. Пусть это будет даже обычная игра в мяч.
Ребёнку, который умеет занять себя игрой, будет легче влиться в коллектив детского сада и найти друзей.
 Подстройте режим ребёнка к режиму детского сада
Начинать подготовку лучше не менее чем за две недели до первого дня в группе. Поднимайте малыша утром с учётом времени. Которое вы затратите на дорогу в детский сад. После завтрака сходите с ребёнком на прогулку. Днём уложите его спать.
При такой подготовке ребёнку физически будет проще в детском саду. 
  Заинтересуйтесь территорией детского сада
Когда будете проходить с ребёнком мимо детского сада, обратите его внимание на деревья и цветы, которые там растут. Покажите ему, ка на территории играют дети.
Не акцентируйте внимание на том, что ребёнок в скором времени тоже будет сюда ходить. Он может начать тревожиться по поводу предстоящего расставания с родителями и к детскому саду испытывать негативные чувства.
Научите самостоятельно одеваться
 Покажите ребёнку, как он сам может надеть на себя носочки. Шортики. Попросите его сделать это без вашей помощи. Научите малыша самостоятельно раздеваться. Проявляйте терпение, пока он этому учится.
 Учите обращаться к другому человеку
Научите ребёнка просить другого человека о том, что он хочет. Если он ещё не говорит, то покажите ему, как он может высказать свою просьбу жестами.
Если вы хотите спросить у воспитателя или психолога, как проходит адаптация вашего ребёнка к детскому саду, делайте это в отсутствие малыша.
 Не показывайте сожаления о том, что вам приходится отдавать ребёнка в детский сад. Ребёнок это почувствует и будет воспринимать воспитателя как человека, который разлучил его с мамой.
Водите ребёнка в детский сад регулярно, не делайте больших перерывов. Некоторые родители, видя, что их ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например. Не приучен к горшку, пугаются и перестают водить его в детский сад.
 Не пугайте малыша воспитателем: «Не кричи громко! Сейчас Мария Ивановна тебя наругает». Ребёнок не должен бояться человека, с которым вы его оставляете на весь день. Скорее всего, ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни.
Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми. Внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком. Говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. И обнимайте ребёнка как можно чаще!
 
 

 

 

Как распознать и выдержать возрастные кризисы у детей
 В три года и в семь лет ребёнок становится самостоятельнее и по-новому выстраивает отношения с окружающим миром. Но про кризис трёх лет говорят много, а кризисом семи лет в детском саду стали заниматься не так давно. А ведь это важный этап подготовки к школе.  
Рекомендации родителям трёхлеток
 В три года ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность, стремится стать самостоятельным, но не знает границ своих возможностей. Поэтому он становится упрямым и непослушным, может ревновать родителей к братьям и сёстрам, пытаться руководить родителями. Кризис обычно начинается в два с половиной года и продолжается до трёх с половиной лет. 
Удовлетворяйте базовые потребности ребёнка. Убедитесь. Что ребёнок выспался. Он должен быть сыт, физически здоров. Чувствовать себя в безопасности.
 Убедитесь, что ребёнку хватает вашего внимания. Признаками того, что ему не хватает внимания, будут попытки завоевать его тем или иным способом. Ребёнок может ходить за вами по пятам, перебивать, капризничать, нарушать правила поведения, вести себя агрессивно, мстить. Нужно понимать, что иногда дети добиваются даже наказания ради внимания родителей. Это хоть какой-то интерес со стороны взрослых. Чтобы этого не происходило, разговаривайте с ребёнком, задавайте вопросы. Внимательно слушайте ответы.
Создайте дома безопасное пространство. Уберите предметы, которые могут причинить вред здоровью ребёнка. Это нужно, чтобы он реже слышал «нет» и «нельзя». Пусть у него будет чувство «Миру-да!». Если ребёнок интересуется чем-то опасным, изучайте этот предмет вместе. Так вы сможете объяснить ему, что существуют ограничения, которые оберегают его.
Следите за тем, что и как вы говорите ребёнку. Понимаете ли вы его? Помните, что дети злятся не только тогда, когда им запрещают и отказывают. Это бывает и тогда, когда нарушают их границы, например, забирают игрушки или отрывают от интересного занятия. Поэтому у ребёнка, который ещё не умеет разговаривать или которого не понимают взрослые, вспышки гнева бывают чаще, чем у старших детей.
Дайте ребёнку возможность выразить свой гнев. Скажите: «Ты можешь злиться и при этом любить», «Ты мне нравишься, даже если мне не нравиться то, что делаешь». Учите ребёнка проявлять гнев приемлемыми способами, но не запрещайте чувствовать его.
Запрещайте ребёнку бить и кусать вас. Продемонстрируйте свои границы. Так вы примером научите его защищать себя в будущем. Твёрдо скажите: «Мне больно. Я запрещаю тебе бить меня». Дополните короткий словесный запрет физическим действием: остановите руку или ногу ребёнка в момент, когда он собирается ударить вас. 
Советы родителям, как пережить кризис
1. Воспитывайте свои эмоции
Настройте себя на положительные эмоции. Помните. Что ребёнок чувствует ваши эмоции и каждый раз проверяет границы дозволенного.
         2.  Помните, что плохой не ребёнок, а его поведение
Если ребёнок ведёт себя неприемлемо, акцентируйте его внимание на плохом поступке, а не на нём самом.
        3.Планируйте
Сообщайте ребёнку, что его ждёт в ближайщее время: «Сейчас мы пообедаем и будем ложиться спать» Так ребёнок почувствует себя защищённым.
    4. Идите на компромисс
Не будьте категоричны в мелочах. Договаривайтесь, находите общее решение.
   5. Будьте последовательны
Сформулируйте чёткие правила и придерживайтесь их. Если уж сказали, что не купите игрушку, то не поддавайтесь на уговоры.
 6. Запаситесь интересными предметами
Соберите в коробку шарики, массу для лепки, маленькие игрушки. Если ребёнок капризничает, переключите его внимание на игру.
 7. Креативьте (проявляйте творчество)
Ведите себя непривычно, если ребёнок капризничает. Поёт вместо обеда? Подпевайте! От голода он не умрёт, зато вы отвлечёте его от истерики.
  8. Развивайте способности ребёнка
Сфокусируйте внимание на его интересах. Занятие интересным делом поможет снизить у ребёнка негативные эмоции.
Рекомендации родителям семилеток
Кризис семи лет связан с тем, что ребёнок переходит из статуса дошкольника в статус школьника. В этом возрасте важно расширить ролевой репертуар ребёнка, помочь ему проявлять свои истинные чувства, повысить самоуважение. Нужно разговаривать с ним о том, что его волнует.  
Выслушайте ребёнка.  Не игнорируйте его вопросы. Слушайте ребёнка, какими бы нелепыми вам не казались его высказывания. Так вы дадите ему понять, что уважаете, повысите его самооценку. Отвечайте полно на все вопросы. Это поможет развить мышление.
Поощряйте самостоятельность ребёнка. Если не можете объяснить причину запрета, лучше не запрещайте. Помогите в любых ситуациях. Хвалите даже за незначительные успехи.
Приглашайте ребёнка обсуждать семейные вопросы. Так он почувствует себя полноценным членом семьи. Не критикуйте его предложения.
В семье предъявляйте общие требования к ребёнку.  Попросите членов семьи сформулировать одинаковые требования. Это нужно, чтобы чётко разграничивать разрешённые и запрещённые поступки.
Учите ребёнка просить о чём-то в приемлемой форме.  Покажите ему возможные способы справиться с гневом. Можно побить подушки, попрыгать, порвать ненужную бумагу и др.
 
Советы родителям, как пережить кризис
 
  1.Установите чёткий режим дня  
Примерно за полгода до перехода в школу приучите ребёнка раньше ложиться спать и вставать утром.  
2. Учите в игре  
Включайте элемент игры в выполнение новых обязанностей. Ребёнок постоянно должен ощущать. Что его действия полезны и важны в семье.  
       3.  Обговаривайте с ребёнком его новые права и обязанности   
Постепенно расширяйте зону ответственности ребёнка за свои действия. Обозначьте границы его возможностей. Преподнесите новые обязанности и требования как расширение полномочий.  
       4. Подавайте ребёнку пример «взрослого» поведения  
 Соблюдайте культуру диалога. Помните, что поведение ребёнка отражает ваши привычки и способы общения.  
        5. Поощряйте детскую дружбу  
Поддерживайте новые знакомства, приглашайте старых друзей ребёнка к себе домой, устраивайте совместные выходные на природе.  
       6. Помогите ребёнку увидеть последствия своих поступков  
Не стремитесь защищать от негативных последствий, например, от замечания за невыполненное задание. 
       7. Устанавливайте правила, но не устанавливайте временные рамки  
Пусть у каждого члена семьи будут свои обязанности и неограниченное время на их выполнение. Так ребёнок научится ориентироваться во времени и выработает свой порядок действий.   
      8. Познакомьте ребёнка с будущей учительницей и зданием школы  
В знакомой обстановке ребёнок будет чувствовать себя увереннее, когда пойдёт в первый класс.
 
 
 

 

Он первый начал!
  Братья и сёстры ревнуют родителей друг к другу, ссорятся, дерутся. Это нормально - дети объединяются только перед лицом общего врага в школе или лагере. Они станут друзьями, если не поощрять конкуренцию. 
Обеспечьте каждому личное пространство.  Выделите хотя бы  стол и полку в шкафу. Техника может быть общей,  одежда, посуда – нет. Малышам до двух с половиной лет отдавайте игрушки в руки: они не умеют сотрудничать. 
Научите детей поддерживать друг друга.
Не навязывайте дружбу, пример подадут сказки.
Повесьте на видном месте свод правил. У ребёнка должно быть право не делиться, если не хочет. Обговорите наказания за то, что взял без спроса чужую вещь. Порядки одни для всех. Малыш может изрисовать тетрадь старшего, не понимая её ценность, но не оправдывайте его возрастом.
 Проводите время наедине с каждым ребёнком. Это особенно нужно первенцам. Читайте, гуляйте, играйте, можно привлечь его к походу  в магазин  и наградить: « Ты очень помог, давай сходим в зоопарк, а маленький останется дома, малышей не пускают».
Не сравнивайте. Детей ранят даже упрёки по пустякам. Забудьте слово «зато»: «Она хорошо учится, зато  ты отлично поёшь». Одного это подстегнёт, а другой потеряет веру в себя. Чтобы стимулировать, давайте каждому своё задание и награду.
Отнеситесь к конфликтам спокойно. Не вмешивайтесь в ссоры ровесников. Но установите  правило: кричать, обзываться можно, а кусаться и пинаться - нет. Одному всегда достаётся больше? Ваше участие необходимо. Дети вдруг начинают  часто драться, чувствуя  напряжение в семье. 
Разговаривайте о чувствах. Ребёнок причинил другому ребёнку боль – признайте его право на эмоции: «Ты злишься, но поступил неправильно».  Подскажите, как ещё выразить агрессию. Сначала окажите поддержку, а потом наказывайте.
 Советы мамам детей с не большой разницей в возрасте, одному из которых меньше полутора лет.
Попросите кого-то из родственников помочь, тогда останутся силы заниматься с каждым ребёнком отдельно. В разном возрасте разные потребности.
Ходите по дому в длинной одежде, детям нужно за что-то цепляться, так они чувствуют себя в большей  безопасности.  Носите брюки – привяжите к ремню пояс от халата.
 Выберите одежду из материалов, имитирующих шерсть. Психолог Гарри Харлоу для эксперимента предлагал детёнышам шимпанзе  (у них схожее с человеком строение интеллекта и нервной системы)  два манекена: один с бутылочкой, а второй – обтянутый мохнатой материей. Животные предпочли тёплую маму, искали у неё защиты.
На вопрос, кого вы больше любите, отвечайте: «У нас в семье любят всех». Если заявить, что одинаково, это не разрешит конфликт. Разберитесь, почему возник вопрос. Возможно, ребёнок не чувствует отдачи: вы его обнимаете, а ему важнее слова одобрения.
 
Пять способов занять ребёнка.
 
1. Недолго поиграйте с ребёнком, если он просит. Пусть выберет развлечение сам. Не стоит диктовать правила и указывать на ошибки, тогда получив от вас внимание и почувствовав любовь, он сможет какое-то время заниматься самостоятельно.
2. У вас неотложное дело? Займитесь им вместе. Если нужно сделать важный звонок, дайте малышу игрушечный телефон. Дети охотно подражают взрослым.
3. Попросите помочь с уборкой, например, протереть пол или разложить вещи. Малыш будет рад получить от вас настоящее задание. Так вырабатываются навыки самостоятельности. Обязательно поблагодарите.
4. Поставьте стульчик перед раковиной, дайте пластиковые ёмкости и воронку. Многие дети увлекаются процессом переливания жидкости. Нужно быть в другой комнате? Наполните ведро водой и предложите помыть игрушки.
5. Включите аудиокнигу. Как правило, дети на них легко отвлекаются. Записи тренируют слух, развивают память и воображение. 
 Уважаемые мамы и папы наберитесь терпения и ваш ребёнок вырастет самостоятельным и здоровым.
 

 

 

Выбирай, дружок, себе кружок.
 
 Хочу дать ребёнку всё!
Родители считают, что надо пользоваться всем спектром услуг в сфере дошкольного образования. Буквально начинают водить малыша на все «развивашки». В городе появилось достаточно много разного рода развивающих кружков, студий, секций и т. д. Выбирая досуг для малыша, проверьте лицензию образовательного центра, попросите показать диплом и свидетельства о квалификации. Обязательно сходите на пробные занятия вместе с ребёнком. И самое главное – расспросите своего малыша после двух –трёх занятий – нравится ли ему? Если бежит на занятие впереди вас и глаза горят – отлично. В противном случае откажитесь от кружка.
 Он ничего не хочет!
Многие родители считают, что если ребёнок скучает или просто играет в игрушки – это потерянное время. И срочно хотят его чем-то занять. Так вот знайте, что психологи настоятельно рекомендуют до 7 лет ребёнку «наиграться». В своих играх он «отрабатывает» многие жизненные ситуации, учится познавать мир. К тому же, до школы мозг ребёнка ещё не готов к правильному восприятию интеллектуальных нагрузок. Да, он может запомнить массу информации, но она не уляжется как нужно, малыш не сможет её полноценно применить. Системные перегрузки могут привести к обратному эффекту – сработает защитный механизм, и ребёнку в школе будет неинтересно.
Советы для родителей дошколят.
Не заменяйте себя «развивашками».  Малышам до года очень важно быть рядом с мамой. Она для него весь мир, поэтому может научить всему сама. Гуля, рассказывайте обо всём, что видите. Дома давайте ему пощупать своё вязание (вязанные мягкие вещи), папины инструменты, кухонные принадлежности. Сделайте самостоятельно сенсорную коробочку (с кинетическим песком или крупами, пуговицами) или рисуйте красками. Используйте интеллектуальный ресурс родни. Садичным деткам хватает нагрузки и так. Тем более что многие из них ходят на дополнительные занятия. Кроме садика выберите вместе с ребёнком одну секцию-кружок. Этого будет достаточно. Или привлекайте к обучению родню. Вдруг тётя пожелает сделать домашний спектакль, выучить стихи, а дедушка научит внука играть в шахматы. Больше гуляйте с ребёнком, ему очень важно много двигаться и дышать свежим воздухом. Пробежка между двумя школами развития не считается. И помните, самое главное для ребёнка до школы – любящие родители, которые готовы открывать этот мир вместе с ребёнком и для него. 
 

 

 

Учимся играя.
     Дошкольное развитие – необходимая часть детства, и при правильном и творческом подходе каждому малышу можно привить любовь к занятиям.
Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Он, как губка, быстро впитывает знания. Но так же быстро и теряет интерес. На этом построены все известные методики раннего развития. Их авторы считают, что наиболее эффективно можно стимулировать мозговую активность в период интенсивного роста мозга, то есть до 7 лет. 
       Главный принцип обучения в дошкольных заведениях не заучивание, а подражание, ну и, конечно, любое обучение строится в процессе игры, причём коллективной. Например, иностранные языки ребёнок лучше усваивает в форме стиха и песен. Дети обожают петь,  к тому же учёба в движении и под музыку воспринимается не как учёба, а как игра. Песни караоке помогают научиться правильно произносить иностранные слова без особых усилий.
      Ещё одна методика – пальчиковые игры, когда различные герои говорят на разных языках, а для детей постарше – кукольный театр, где каждый ребёнок проиграет свою роль на иностранном языке. Особенной популярностью пользуется творческий подход. Практически полная свобода: переносные столы, стулья и коврики для занятий на полу. Педагог редко вмешивается в деятельность детей, его задача – помочь ребёнку организовать свою деятельность, а чем заняться – ребёнок выбирает сам. С этой целью в группах выделено несколько зон (центров): сенсорная, практическая жизнь, игровая, изучение окружающего мира. Ребёнок сам определяет для себя место и конкретный материал, с которым ему хочется поработать.
       Даже  подготовку к школе вполне можно превратить в весёлую игру. Она позволяет детям проигрывать сценарии, пробовать новые идеи и модифицировать их. Лучше всего, если при подготовке к школе родители будут играть вместе со своим ребёнком, подавая ему пример для подражания и заинтересовывая его в процессе  этой игры. Например, музыкально-ритмические игры являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка и прекрасной для дальнейшего обучения.
     Для развития мелкой моторики и воображения нет ничего лучше пластилина. Попробуйте создать вместе с ребёнком пластилиновую страну, которую вы придумаете вместе. 
Обучению чтению поможет постоянное присутствие на стенах комплекта таблиц, стихов, песен-плакатов. Прекрасная игра эхо-чтение – мама громко и выразительно читает плакаты вслух, ребёнок отслеживает текст глазами и повторяет за ней, как эхо. Через несколько повторений ребёнок знает текст наизусть и может продемонстрировать, как «по-взрослому» умеет читать. Обязательно заведите ребёнку иллюстрированный детский словарь.
Принцип успешной учёбы был сформулирован ещё в старой песенке: «Учиться  надо весело, чтоб хорошо учиться»
  
 

 

Один против всех
      Если ребёнок стесняется, отказывается играть с детьми, значит, его преследуют какие-то страхи. Чтобы помочь малышу преодолеть барьер в общении. Важно найти причину отстранённости.
Бывает, замкнутость передаётся по наследству. Но чаще нежелание идти на контакт – защитный механизм, чтобы отгородится от раздражителей. В первую очередь на малыша влияет обстановка в семье. Кроха может закрыться, если мама постоянно о нём тревожится или кто-то из родителей вечно недоволен им. К 3-4 годам уже видно, насколько ребёнок коммуникабелен. Если он застенчивый, со временем эта черта усугубится. Желательно, научить малыша общаться до того, как он пойдёт в школу.
Тревожные симптомы.
Насторожитесь, если речь у ребёнка тихая, если мало разговаривает.  Малыш неэмоциональный либо слишком обидчивый, плаксивый. Надо принимать меры, когда ребёнок в детском саду сторонится ребят, молча наблюдает за ними. Нежелание разговаривать со взрослыми, попытка прятаться в «домик» - поднимать плечи и отводить глаза в сторону – также сигнал о том, что ребёнку требуется повышенное внимание. 
Приёмы в помощь.
Внушайте, что люди хорошие и добрые. Малышу кажется. Что мир враждебен. Поэтому он ко всем относится с опаской. Ваша цель – разрушить негативную установку. Акцентируйте его внимание на том, что он нравится окружающим. Скажите, к примеру: «Смотри, какая милая девочка подошла к тебе, с ней можно поиграть». Предлагайте варианты общения. Но действуйте деликатно. Нельзя заставлять стеснительных детей делать что-то через силу.
Работайте над самооценкой. 
Замкнутый кроха сильнее, другие, нуждается в одобрении близких. Ведь зачастую он избегает сверстников, потому что не уверен в себе. Не скупитесь на похвалы, особенно на людях.
Покажите, что общение – приятное удовольствие. Если вы, разговаривая с собеседником, расслаблены и спокойны, малыш почувствует ваше настроение и возьмет его на вооружение. Будьте гостеприимными, приглашайте домой друзей с детьми разных возрастов. В привычной обстановке ребёнок проще решиться на контакт.
Держите ребёнка за руку, когда находитесь в новом для него месте. Для застенчивых детей особенно важны тактильные ощущения.
Попытайтесь разговорить. Спрашивайте детское мнение по любым вопросам: что приготовить на ужин, куда он хочет пойти гулять. Учите его выражать мысли словами. Пусть расскажет, почему обижается или сидит один в углу. Но не забывайте, что у сына или дочери должна быть личная территория и возможность побыть наедине с собой.
Предлагайте увлекательные занятия. Подойдут спортивные секции, танцы, театральная студия. Главное найти то, что по душе малышу. Чтобы помочь избавиться от страха перед публикой, играйте в фанты, просите изобразить мимикой и жестами животных. Сказочных персонажей. Задания придумывайте вместе. Развивайте фантазию – это тоже раскрепощает. Сначала играйте вдвоём по очереди и постепенно расширяйте компанию. 
Читайте сказки, в которых много позитивных героев. Обсуждайте. Как они себя ведут, ссорятся, мирятся. К примеру, в сказка «Теремок» идеальная картина взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

Покой нам только снится.

Врачи всё чаще выражают беспокойство из-за участившихся случаев неврозов у школьников. Перегруженные учебные программы и растущие требования, выдвигаемые ученикам, становятся для детей тяжким грузом. Особенно страдают гиперактивные дети. Как помочь своему непоседе7
        Обычные гиперактивные дети весьма интеллектуально развиты, одноко им приходится нелегко в школе. Из-за проблем с дисциплиной успеваемость ребёнка часто не соответствует его реальным способностям. Синдром гиперактивности можно определить по устойчивому (не менее полугода!) наличию многих признаков:
общее двигательное беспокойство (постоянно в движении),
неуклюжесть (роняет вещи, натыкается на различные предметы),
рассеянность (часто не слышит, что к нему обращаются). 
возбудимость,
недостаточное развитие навыков, требующих тщательности и аккуратности (рисование, письмо),
болтливость,
неуправляемость (импульсивность), 
отсутствие организованности (легко отвлекается, часто теряет вещи).
       Однако даже при наличии этих признаков гиперактивные дети порой способны дать самые быстрые и верные ответы на непростые вопросы. Они оригинальны и творчески подходят к решению обычных задач.
Что скажет психолог?
       Гиперактивного ребёнка нужночаще хвалить, оказывать всестороннюю поддержку Но самое главное – понять, что гиперактивного ребёнка ругать и наказывать бес-по-лез-но!
        Гиперактивный ребёнок при отсутствии такта и терпения у взрослых склонен к развитию заниженой самооценки и формированию конфликтных взаимоотношений с одноклассниками и учителями, а также может потерять мотивацию к учёбе. Непоседе в обязательном порядке необходимы щадящие условия и чёткий режим дня.
Диета для непоседы
       Исследования показали, что употребление сладостей негативно влияет на активность ребёнка. Дело в том, что сахар из конфет и газировок быстро попадает в кровь и провоцирует резкое повышение уровня глюкозы. Поджелудочная железа выбрасывает в кровь инсулин, надпочечники выделяют гормон стресса – адреналин. Наступает перевозбуждение, а потом резкий спад активности.
        Чтобы избежать резких смен настроения, диетологи рекомендуют гиперактивным детям увеличить в рационе   количество продуктов, содержащих клетчатку. Это поможет контролировать уровень сахара и адренолина в крови. Клетчаткой богаты ягоды, фрукты, овсяные хлопья. Рекомендуется отказаться от продуктов, содержащих искусственные пищевые красители и консерванты.  
        Активные, легко раздражаемые дети с трудом сдерживают свои эмоции, когда у них что-то не получается. Они способны рассердится, что-то разбить или разорвать.
        Рекомендации родителям.
Позвольте ребёнку увидеть результат своих горячих эмоций. Предложите альтернативные способы вымещения своих чувств. Например, иметь под рукой специальную бумагу, которую можно порвать в случае неудачи и сильной злости на препятствие. Предложите ребёнку обращаться за помощью к взрослому, когда у него что-то не получается. Станьте примером для ребёнка по контролю и управлению своими чувствами. Воспринимайте яркие реакции ребёнка спокойно, тогда и он быстрее успокоится.
 

 

 

Обет молчания
 Почему ребёнок долго не говорит и что нужно делать, что бы малыш заговорил?
Годовалый ребёнок говорит от 3 до 50 слов, двухлетний – от 50 до 1200. 
 Ребёнок или Маугли?
Сейчас детская речь формируется не так, как несколько десятилетий назад. Во-первых, даже наши мамы были здоровее и выносливее нас. А экология ещё недавно отличалась в лучшую сторону. И здоровье, и окружающая среда влияют на роды-они не так уж часто протекают абсолютно гладко. Малыш или молниеносно появляется на свет, или очень долго. Итог- невротические симптомы. И это зачастую тормозит развитие речи.
 Плохо и то, что дети постоянно заняты телефонами, планшетами. И дело не в самих гаджетах, а в том, что малыши лишены родительского внимания. А ведь речь не развивается без человеческого общения и взаимодействия. Думаю, многие слышали про детей-маугли. Если нет контакта с человеком, то речь, по сути, не нужна Всё можно сделать руками, показать жестами и мимикой. Так поступают животные. У детей, которые растут сами по себе, возникают разные проблемы. Например, темповые задержки речи – когда ребёнок начинает говорить не в полтора года, а ближе к трём. Бывает слабая мелкая моторика – дети очень неловко работают пальчиками. Ну а связной, красивой, эмоционально окрашенной речью среди старших дошкольников вообще могут похвастать единицы. А потому больше времени проводите с малышом, играйте, читайте с ним книги. Пойте песенки.
 Правила развития речи. 
Если ребёнок отказывается говорить. Необходимо принять меры. Исключите неврологические проблемы, а для этого обязательно сходите к врачу. Запишите малыша в логопедический детский сад или группу. Там работают по специальной коррекционной программе. Но занятия в группе не заменять регулярного общения с логопедом. Ведь есть очень стеснительные малыши. Кроме того, ко всем молчунам нужен особый подход. Только во время индивидуальных встреч педагог вырабатывает верный способ взаимодействия.
 Обязательная проверка.  
Обратитесь за консультацией к специалисту в 3 года, 5 и 7 лет, даже если считаете, что у ребёнка с речью всё в порядке. Не все родители знают, как должен развиваться артикуляционный аппарат малыша, в норме ли грамматическая сторона речи, соответствует ли развитие всех этих функций возрасту. Недостатки надо скорректировать вовремя. И лучше сделать это до того, как ребёнок пойдёт в школу.               
 

 

Сто одёжек и застёжек.
Умение самостоятельно одеваться не только выручает малыша в детском саду, но и поможет физическому и умственному развитию.
В три года у ребятишек «нет» становится любимым словом. Они вредничают, отказываются выполнять просьбы, учить их чему-либо сложно. Начинайте с полутора лет, когда малыш с удовольствием снимает с себя носки, шапку, колготки, тапочки. Хвалите его за такую инициативу и предлагайте раздеваться самому.
Упрощайте задачу, покупайте удобные вещи: штаны на резинке, просторные платья, футболки, кофты с широкой горловиной, одежду с крупными кнопками и пуговицами. Кроха быстрее научится отличать правую сторону от изнаночной, если на ней будут яркие рисунки, кармашки. Обувь лучше брать на липучках или на молнии. Шнурки большинство детей осваивают к пяти –шести годам.
Чтобы одевание не стало мучением, придумывайте игры. Например, ноги-это машины, которым нужно заехать в «гараж», штанины. Девочка пусть нарядит сначала куклу, а потом себя. Или предложите соревнование-кто оденется первым, тому подарок. Помогайте ребёнку, когда он просит или нервничает, злится. Видите, что он старается? Не торопите, даже если опаздываете. Малыш со временем поймёт, что это его обязанность. И параллельно приучайте к порядку-вещи он должен сам раскладывать по местам.
 
Что нужно уметь в три года В процессе одевания развиваются…
Есть ложкой и вилкой;
Умываться, чистить зубы, причёсываться;
Собирать вещи в рюкзачок; 
Бегать, прыгать, перешагивать препятствия; 
Произносить своё имя, фамилию, поли возраст;
Здороваться, прощаться, говорить спасибо;
Кататься на трёхколёсном велосипеде;
Считать до трёх;
Собирать пирамидку и пазлы;
Распознавать семь цветов и геометрические фигуры;
Понимать разницу в предметах, их форме, весе;
Рисовать;
Фантазировать в играх и соблюдать правила. …мелкая моторика. За это отвечают пуговицы, кнопки и шнурки; 
…крупная моторика, когда малыш попадает в рукава и штанины. Пытается сохранить равновесие, снимая носки, колготки или обувь;
…мышление-во время заучивания последовательности, в которой нужно надеть предметы одежды;
…речевые навыки. Кроха узнаёт и произносит вслух название вещей, их цвет и детали
 
 Игрушки – помощники.
Набор «Шнуровка», «Пуговки» (возраст 1-3 года) и тренажёр «Ботинок» (возраст 3-7 лет) научит протягивать в дырочки верёвочки, завязывать узелок. Мягкая игрушка  «Лунтик» (3-7 лет) голосом персонажа из мультика даёт задания: застегнуть или расстегнуть пуговицы, липучки, пряжки. Куклы из серии «Одень друга и возьми с собой» (2-5 лет) продаются в комплекте с одеждой. Игровое поле «Застёжки» из фрагментов-карманов учит пользоваться пуговицами и шнурками.
 

 

 

 

Один против всех
      Если ребёнок стесняется, отказывается играть с детьми, значит, его преследуют какие-то страхи. Чтобы помочь малышу преодолеть барьер в общении. Важно найти причину отстранённости.
Бывает, замкнутость передаётся по наследству. Но чаще нежелание идти на контакт – защитный механизм, чтобы отгородится от раздражителей. В первую очередь на малыша влияет обстановка в семье. Кроха может закрыться, если мама постоянно о нём тревожится или кто-то из родителей вечно недоволен им. К 3-4 годам уже видно, насколько ребёнок коммуникабелен. Если он застенчивый, со временем эта черта усугубится. Желательно, научить малыша общаться до того, как он пойдёт в школу.
Тревожные симптомы.
Насторожитесь, если речь у ребёнка тихая, если мало разговаривает.  Малыш неэмоциональный либо слишком обидчивый, плаксивый. Надо принимать меры, когда ребёнок в детском саду сторонится ребят, молча наблюдает за ними. Нежелание разговаривать со взрослыми, попытка прятаться в «домик» - поднимать плечи и отводить глаза в сторону – также сигнал о том, что ребёнку требуется повышенное внимание. 
Приёмы в помощь.
Внушайте, что люди хорошие и добрые. Малышу кажется. Что мир враждебен. Поэтому он ко всем относится с опаской. Ваша цель – разрушить негативную установку. Акцентируйте его внимание на том, что он нравится окружающим. Скажите, к примеру: «Смотри, какая милая девочка подошла к тебе, с ней можно поиграть». Предлагайте варианты общения. Но действуйте деликатно. Нельзя заставлять стеснительных детей делать что-то через силу.
Работайте над самооценкой. 
Замкнутый кроха сильнее, другие, нуждается в одобрении близких. Ведь зачастую он избегает сверстников, потому что не уверен в себе. Не скупитесь на похвалы, особенно на людях.
Покажите, что общение – приятное удовольствие. Если вы, разговаривая с собеседником, расслаблены и спокойны, малыш почувствует ваше настроение и возьмет его на вооружение. Будьте гостеприимными, приглашайте домой друзей с детьми разных возрастов. В привычной обстановке ребёнок проще решиться на контакт.
Держите ребёнка за руку, когда находитесь в новом для него месте. Для застенчивых детей особенно важны тактильные ощущения.
Попытайтесь разговорить. Спрашивайте детское мнение по любым вопросам: что приготовить на ужин, куда он хочет пойти гулять. Учите его выражать мысли словами. Пусть расскажет, почему обижается или сидит один в углу. Но не забывайте, что у сына или дочери должна быть личная территория и возможность побыть наедине с собой.
Предлагайте увлекательные занятия. Подойдут спортивные секции, танцы, театральная студия. Главное найти то, что по душе малышу. Чтобы помочь избавиться от страха перед публикой, играйте в фанты, просите изобразить мимикой и жестами животных. Сказочных персонажей. Задания придумывайте вместе. Развивайте фантазию – это тоже раскрепощает. Сначала играйте вдвоём по очереди и постепенно расширяйте компанию. 
Читайте сказки, в которых много позитивных героев. Обсуждайте. Как они себя ведут, ссорятся, мирятся. К примеру, в сказка «Теремок» идеальная картина взаимоотношений.
 

 

 

Маленький тиран
   Если ребёнок обижает детей, то ему самому живётся непросто. Мамам и папам важно побыстрее разобраться, почему малыш так себя ведёт. И научить его справляться с внутренней злостью.
В том, что дошкольник взрывной и крикливый, нет ничего страшного, это особенности темперамента. Некоторые дети в возрасте от 3 до 7 лет проявляют агрессию, акцентируя таким образом внимание на себе. Часто обстоятельства провоцируют кроху на демонстрацию физической силы. Это либо родители, которые держат сына или дочь в ежовых рукавицах, либо провокатор, он вполне может быть в детском коллективе. Если кто-то периодически обзывает или дразнит малыша, тот рано или поздно отреагирует не лучшим образом. Не обязательно ударит обидчика, но выместит злобу на ком-то другом.
Бывает, что тяга к дракам возникает во время адаптации к режиму дня в детском саду. Активный ребёнок начинает выплёскивать раздражение на сверстников. Пассивный - проявляет упрямство, отказывается от еды и игр. Эти симптомы тоже требуют внимания.
Факт      
  Психологи обращают внимание на возрастные кризисы, во время которых ребёнку особенно сложно справляться с эмоциями. Это периоды с 2 до 3 лет, затем 6-8 лет и 14-16 лет.
Шесть шагов к спокойствию.
1. Родительский пример.
Начните с себя. В какой ситуации вы должны быть спокойны и сдержаны. Контролируйте свои эмоции, не демонстрируйте раздражение и недовольство. Даже если для этого есть повод. Физические наказания – табу. Если изредка позволяете себе шлёпнуть ребёнка, помните, что он может взять этот приём на вооружение. И когда будет в плохом настроении, опробует его.
2. Любовь и сочувствие.
Вместо того чтобы ругать за недостойное поведение, сядьте рядом с крохой, обнимите и пожалейте. А потом попросите рассказать, что произошло, в чём причина злости. Старайтесь внимательно слушать, задавать вопросы. Детям важно ощущать мамину любовь в любой ситуации. Чтобы не утратить доверие, чаще интересуйтесь, как прошёл день в саду. 
3. Словесная альтернатива.
Терпеливо объясняйте, что нельзя причинять боль людям и животным. И обязательно предлагайте выход, говорите, что драться запрещено, но можно сказать: «Я ужасно зол», «Я расстроен». Так вы будете постепенно прививать привычку проговаривать негативные чувства. И даже если в коллективе кто-то проявит агрессию в адрес малыша, он будет знать, что это не повод ответить тем же. Лучше разрешить конфликты мирно, без кулаков.
4. Профилактика.
Если удаётся поймать момент, когда ребёнок раздражён и вот-вот сорвётся, скажите громко: «Повторяй за мной, дыши!». И покажите, как это делать. Надо вдохнуть глубоко носом, сжать кулаки, напрячь мышцы, особенно плечи и лицевые мускулы, а потом через рот шумно с усилием выдохнуть. Повторив это упражнение несколько раз, бунтарь переключится и быстро успокоится.
5. Эмоциональная разгрузка.
Помогите ребёнку выплеснуть отрицательные чувства. Подавлять их нельзя, это опасно для здоровья. Можно бить подушку, коврик, боксёрскую грушу. Позволяйте кричать монотонно, без слов: «А-а-а!», визжать, рычать, топать ногами, носится по квартире до изнеможения. Если вы дадите ребёнку возможность «прожить» злость телом, он перестанет бросаться на окружающих.
6. Физическая нагрузка.
Запишите драчуна в спортивную секцию. Подойдут боевые единства – айкидо, ушу, кунг–фу. Там научат правильно дышать. Концентрироваться на внутренних ощущениях, осознавать их.
 

 

 

 

Психолог в детском саду.

 

Психолог ответит на вопросы, часто встающие перед родителями:

• Почему малыш развивается так, а не иначе?
• По каким законам складывается его психическая жизнь?
• В чём особенности того или иного возраста?
• Что значит "развивать" и как это надо делать?
• Как понять и учесть индивидуальные особенности ребёнка?
• Своевременный совет психолога поможет не упустить драгоценное время для развития ребёнка и предупредить возникновение проблемы.

 

 

 

Один дома.
  Находясь в квартире без присмотра, ребёнок порой ведёт себя непредсказуемо. Чтобы избежать печальных последствий, надо заранее научить малыша «оставаться за старшего».
Даже если дошкольник в вашем присутствии ведёт себя спокойно, оказавшись наедине с собой, он может растеряться. Потому оставлять малышей без присмотра нельзя. Ребёнок, которому исполнилось 7-8 лет, уже способен в случае необходимости позвонить мам е или папе, внятно объяснить, что происходит. Первокласснику даже нужно давать иногда побыть одному, тогда он почувствует себя самостоятельным. Но перед этим надо провести довольно долгую работу и объяснить малышу, чего нельзя делать, оставшись в одиночестве.
  Постоянно следите за своим поведением. Если вы, к примеру, во время шитья зажимаете иголку зубами, ребёнок может это повторить. Демонстрируйте малышу, как пользоваться ножницами, ножами, и он будет осторожен.
Позвольте крохе приобретать жизненный опыт. Он быстрее уяснит, что обжечься неприятно, а порезать палец больно, если переживёт эти ощущения.
Предоставьте ребёнку возможность проявить любопытство в безопасной ситуации. Есть дети, которые обожают экспериментировать, ничего не боятся.   Ребёнку –исследователю полезно ходить в кружки, где ставят опыты, дают смотреть в микроскоп или телескоп. Тогда дома рискованных занятий будет меньше.
Обговаривайте правила во время занятий, интересных малышу. Дети часто помогают родителям. Предложите ребёнку испечь с вами пирог и в процессе повторите, что плиту разрешено включать только взрослым. Или давайте информацию в игровой форме. Устройте в игрушечном домике воображаемый пожар, а потом объясните, что делать, если он произошёл. Можно разыграть по ролям сказку про волка и козлят, чтобы ребёнок понял: нельзя открывать дверь незнакомцам.
Ребёнка, у которого есть хронические заболевания, оставлять одного не рекомендуется до 14-15 лет.
 Не злоупотребляйте запретами. Кроха должен знать слово «нет» и «нельзя», но они будут для него весомыми, если звучат нечасто.
Учите ребёнка принимать решения. Задавайте ему вопросы: «Что ты будешь делать, если в квартиру позвонят?». «Как ты считаешь, почему нельзя залезать на шкаф?». И т. д. Пусть поразмышляет.
Не тревожьтесь за малыша попусту. Ребёнок чувствует состояние родителей. Оставляя его дома одного, не паникуйте заранее.
  Сделайте дом безопасным. Поставьте специальную   фурнитуру на окна (она защитит створки от открывания), пользуйтесь заглушками на розетки. Оцените мебель, она должна быть устойчивой. Например, опасность для ребёнка представляет телевизор, установленный на легкую тумбу на роликах. Такая перевернётся от слишком сильного толчка. Хорошо, если телевизор при этом не ударит малыша.  

 

 

 

Готовность  к обучению

 Готовность к обучению – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.
 Физическая готовность.
Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.
 Психологическая готовность.
Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т. п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т. п.), должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его действий и слов). Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает старшего дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.
  Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно (эмоционально-волевая готовность). Обладание этими умениями и обеспечит ребенку высокий уровень обучаемости. 

 

Малышей не обижать !
  Многие родители до сих пор верят в педагогический эффект шлепков и тумаков. Но строгие меры разрушают детскую психику. Есть семь последствий жестокости. О которых следует помнить мамам и папам.
 1. Отсутствие воспитания  
Отшлёпать расшалившегося малыша для некоторых-лучший способ выпустить пар и на душе полегчало, и ребёнок присмирел. Убеждая себя. что это крайняя мера («иначе с ним не справиться»), взрослые не осознают главного: ребёнку важно объяснить, что он сделал не так. Иначе наказание превращается в бессмысленное насилие, которое становится привычным делом и воспринимается как неизбежность. 
 2.Психологическая травма  
Пережить побои непросто даже взрослому, а для ребёнка это настоящая трагедия. Любые события он воспринимает намного острее, а телесные наказания приносят не только физические, но и моральные страдания. Они запоминаются на всю жизнь.
 3.Агрессия
Родители - всегда пример для подражания. Получив дома оплеуху, ребёнок копирует поведение взрослых: он может запросто обидеть сверстника в детском саду или ударить кошку. Для нег всё логично: «Раз родители жестоки со мной, я тоже могу обижать тех, кто меньше и слабее». Говорить, что драться нельзя, уже поздно, картина мира сложилась: кто сильнее, тот и прав.
 4.Плохая успеваемость
Есть множество исследований, подтверждающих, что уровень интеллекта зависит от того, в каких условиях живут дети. У тех, кого обижают родители, показатели намного ниже, чем у их сверстников, воспитанных без тумаков. Вторые, кстати, более послушны и дисциплинированы. Это связано с реакцией организма. Мозг усиленно работает на защиту психики, а на всё остальное резервов у него не хватает. Хотите, чтобы школьник приносил хорошие отметки? Помогите ему разобраться с предметом, вместо того, чтобы осыпать тумаками.
 5.Подавление воли
Дети, которых регулярно наказывали, часто вырастают слабохарактерными, ими легко манипулировать. Или, что ещё хуже, мнительными и агрессивными личностями, готовыми на любую (зачастую несуществующую) угрозу ответить злобой.
 6.Низкая самооценка
Малыш обожает родителей, что бы они не делали. Суровое наказание заставляет его сомневаться в себе, думать: «Что-то со мной не так, я плохой, поэтому меня не любят». Но ему хочется, чтобы ситуация изменилась, он всячески старается угодить маме и папе, не разочаровать их, быть хорошим, соответствовать, оправдать ожидания. Из таких ребят вырастают закомплексованные, зависящие от общественного мнения личности.
 7.Разрушенная семья
Рукоприкладство не идёт на пользу отношениям. Переставая доверять. ребёнок замыкается в себе. Детские обиды не забываются, и, став взрослым, ребёнок подсознательно отыгрывается на пожилых родителях. Даже если и заботится о них, то без любви.

 

 

 

 

 

  Что делать с игрушками, к которым ребёнок потерял интерес?

 
• Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически
менять и обновлять.
Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-либо игрушку,
значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через
некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или
познавательный интерес у ребёнка.
• Будьте крайне осторожны, распоряжаясь игрушечным
миром своего ребёнка.
Вы можете случайно выбросить его любимые игрушки. Ведь любимая
игрушка не обязательно новая, дорогая и красочная.
• Не заставляйте никогда ребёнка своими руками выбрасывать
сломанные или устаревшие игрушки! С каждой из них связаны положительные
эмоции и переживания.
• Подарите устаревшие игрушки детскому саду, какому-либо ребёнку
у которого нет такой игрушки.
• Из нескольких неисправных игрушек можно сделать новую
интересную игрушку.
 

Как привлечь ребёнка к уборке игрушек.

· Отнеситесь к уборке игрушек как к важному делу, уделите этому

специальное время, а не делайте это в спешке.

· Определите место хранения игрушек. Не храните все игрушки в одной

коробке, а располагайте их в разных местах. Например, машины стоят в «гараже»,

посуда на полчках шкафчика, мячи в коробке и т.п. Однако эти места должны быть

постоянными, чтобы ребёнок знал, куда положить ту или иную игрушку.

· Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько

игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать

ребёнку, что он участник очень важного дела.

· Заранее дайте ребёнку знать, что пора убирать игрушки. Можно

сопровождать свои действия стихами:

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно!

Мигом мы взялись за дело –

И работа закипела!

· Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и

уборку игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая

игрушка-пассажир должна занять своё место.

· Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через

них «давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д.Например, перед сном, взяв

куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас пойдёт, в

свою кроватку ляжет.»

· Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу.

Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!»

 

 

 

Десять советов психолога.
В наше время можно купить практически все. Жаль, такого качества, как доброта, на прилавках не найти. Зато его можно развить. Как это сделать собственными силами, вам помогут эти простые советы, если вы внимательно их прочитаете.
 1. Развивайте в себе навыки эмпатии (сопереживания). Учитесь считывать чужие эмоции и выражать свое сочувствие простыми словами: «я понимаю тебя», «я понимаю твои чувства». Даже если сначала вы будете делать это механически, постепенно начнете ощущать, что действительно понимаете другого человека. 
 2. Когда хочется сказать, что—то неприятное в ответ на резкое высказывание другого человека, на секундочку встаньте на его место. Попытайтесь понять его состояние. Посмотрите на ситуацию со стороны, как в кино. Это поможет снизить градус раздражения и более доброжелательно ответить.
 3. Накачивайте «мышцу доброты». Развивайте в себе лучшую часть, каждый день проявляйте заботу и внимание. Иногда это может выражаться в том, чтобы что-то не заметить, где-то промолчать. Не доказывайте свою правоту на каждом шагу! Будьте аккуратны с жанром советов, с пожеланиями быстрее выйти замуж, с сопереживанием по поводу плохого мужа. Причитания вроде «как ты с ним живешь, вот я бы не жила» оставьте при себе. После общения с вами человеку должно становится легко, а не наоборот.
 4. Каждый день вечером пишите 3 благодарности тем людям, которые вам сегодня хоть чем-то помогли: улыбкой, словом поддержки или просто конфетой. Если вы скажете, что писать некому, значит, у вас негативное избирательное внимание, вы замечаете только плохое и игнорируете хорошее. Проще говоря, неблагодарны. 
 5. Делайте коммуникативные подарки другим людям. Говорите комплименты, и вы увидите всю палитру человеческих переживаний, от горделивого принятия до застенчивого оправдания и даже отказа принимать ваши добрые слова. Но и в такой ситуации не прекращайте практику. 
 6. Будьте добрыми с близкими. Все мы знаем людей, которые для дальнего круга очаровательны, а для домашних настоящие монстры. Соблазн быть добрым в глазах окружающих очень велик, поскольку в этом случае «дивиденды» выше и благодарности больше. Проявлять аналогичные чувства по отношению к тем, с кем сталкиваешься каждый день на одной кухне и решаешь общие проблемы сложнее. И все же постарайтесь: окажите поддержку, если это необходимо. Промолчите вместо того, чтобы давать совет, если ситуация уже пройдена и ничего нельзя изменить. Закройте глаза на какие-то недостатки. Не раздражайтесь и не срывайтесь на родных, даже если денек выдался не из легких. 
 7. От негатива к позитиву. Негативные убеждения и установки отнимают у нас ощущения силы и возможностей, а ведь только сильный человек может проявлять доброту. Очень важно избавиться от обесценивающего и злого внутреннего критика, который постоянно говорит вам: «Куда ты лезешь», «Чего тебе еще надо», «Я неудачник», «Время прошло», «У меня все равно не получится», «Помощи ждать неоткуда», «Вокруг враги», «Такой мужчина не для тебя» и т.д. 
На каждую такую фразу необходимо придумать позитивное альтернативное убеждение и записать его на бумаге. При желании этот список можно даже поставить заставкой на телефон.
 8. Вспомните случаи в своей жизни, когда вы ощущали, что к вам относились по-доброму, с заботой. Составьте список таких моментов в хронологии от настоящего времени в детство. Далее можно проделать следующее упражнение: сядьте, расслабьте все тело (начиная с мышц лица, и заканчивая мышцами кистей рук и пальцев). Визуализируйте те ситуации, войдите в то состояние. Следите за дыханием. Оно должно быть ровным и глубоким. Каждый день проживайте 2-3 ситуации, по 3-5 минуты. 
 9. Совершайте добрые поступки по отношению к себе. Каждый день. Не позволяйте даже в мыслях относиться к себе жестоко.
 10. Окружайте себя добрыми (доброжелательными) людьми. Если вокруг будут те, кто всегда обвиняет, проявляет агрессию, унижает и обесценивает вас, ресурса на то, чтобы быть добрым, просто не останется. Когда человек постоянно находится в состоянии эмоционального прессинга, все силы будут уходить на преодоление, а привычными чувствами станут гнев и обида.
 

 

Когда следует обращаться к психологу

 

 ПОТЕРЯ  КОНТРОЛЯ. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Но если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком и вам все труднее ладить с ним, то лучше посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

 СТРАХИ. Помощь психолога необходима, если у ребенка постоянный страх темноты, страх оставаться одному в комнате, страх перед дождем, грозой, сильным ветром. Некоторые дети боятся насекомых, животных, незнакомых людей. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Хотя в определенном возрасте страхи - явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, даже в этом случае психолог поможет безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.

 ЧРЕЗМЕРНАЯ АКТИВНОСТЬ. С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое - то время на занятии или уроке для таких детей - большая проблема. Все это становится причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для ребенка, но и для родителей. Гиперактивность может быть следствием родовой травмы, негармоничных отношений в семье: равнодушия или, напротив - слишком сильной опеки. И в том и в другом случае психолог может помочь родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения ( иногда очень полезен массаж и занятия спортом).

 АГРЕССИВНОСТЬ. Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Малыш сердится на вас, может обидеть другого ребенка, причинить боль собаке или кошке, демонстративно сломать игрушку, объявив, что она ему не нравится. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не вошло в черту характера ребенка, не помешало в установлении нормальных отношений с окружающим миром. Помочь в этом случае может только психолог.

 ЗАСТЕНЧИВОСТЬ. Самовосприятие слишком застенчивых детей достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Эти черты характера формируются в детстве, но застенчивость можно преодолеть.

 ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ. Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах. В этих случаях следует обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Дело в том, что внешне это может никак не проявляться, а уйти вглубь души и появиться тогда, когда вы меньше всего этого ждете. Психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить случившееся.

 БЕЗ ПРОБЛЕМ. Если у вас в семье царят любовь и согласие и нет проблем, можно просто прийти к психологу, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. Пройдя серию тестов у психолога, вы получите нужную и полезную информацию. 

 

Харитонова Людмила Владимировна

 

 

 

О чем расскажет детский рисунок.

 

Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора.

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора.

 

Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вы вод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Прежде всего – обратите внимание на сюжет рисунков.

Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и  деревья, трава и цветы.

Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Цвет передает эмоции.

При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Синий - цвет уверенности и спокойствия. Школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

Размер деталей рисунка.

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо – маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам.

Главное.

Помните, что главное при анализе рисунка – это общее впечатление от рисунка. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или тоска, страх, одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать Вам своим рисунком?

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

 

    Агрессия (от латинского «аgressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.). Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность — готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.    Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.).Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус - контроля, люди, строящие свое поведение по типу «А», а также лица со сниженным и повышенным самоконтролем.

    Для лиц типа «А» характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

    Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:

  Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

   В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилий, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.  Так, психологи отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует по давления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. А коррекционную работу с агрессивными детьми, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях:

1. обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. обучение детей приемам Саморегуляция, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Рассмотрим подробно каждое из направлений.

ОБУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси начиная с ХI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним — «ярость».

 Существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Опубликованные клинические данные, полученные английскими психологами, свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств.  Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

        В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы используем два направления: учим детей прямо заявлять, о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

       Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл  (американский психолог) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети — с родителями. Одна из самых незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утончённый способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребёнок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т.д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу изо дня в день «забывать» записывать домашнее задание в дневник и т.д.

   Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении.  Чем больше гнева в словах, тем меньше его остается, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы  столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного  поведения.  В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

·  Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

·  Вежливость в обращении.

·  Стремление найти конструктивное решение.

   Для того, чтобы добиться результатов взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

Другому способу выражения гнева - переносу чувств на неопасные объекты, мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

   Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.