Консультации для родителей
Витамины летом для детей
Существует мнение, что лучшие витамины для детей летом – это овощи и фрукты, более доступные именно в это время года. Многие считают, что в летний период взрослым и детям достаточно того, что они получают из свежих продуктов, а также находясь на свежем воздухе. Однако врачи утверждают, что необходимость принимать витаминно-минеральные комплексы летом всё равно существует.
Ещё один защитник от простудных заболеваний – витамин С, который положительно влияет на рост ребёнка, на работу почек, печени, центральной нервной системы. Витамин С является основным витамином в овощах, фруктах и зелени. Помимо этих двух витаминов, летом ребёнок без проблем может получить необходимую дозу витаминов группы Р, витамина К и фолиевой кислоты, бета-каротина. Эти витамины содержатся в овощах, фруктах, салатных листьях и другой зелени, в плодах красного и жёлтого цвета.
Летом организм ребёнка и взрослого интенсивно теряет минеральные вещества через потоотделение, поэтому, в связи с вышеперечисленными факторами, полностью обеспечить организм витаминами в летний период проблематично. Специалисты отмечают повышение потребности организма в некоторых витаминах. С, Р, Е, А – наиболее необходимые витамины для детей летом, поскольку на летний период обычно выпадает интенсивный рост детского организма. Тaк же возрастает необходимость в магнии, железе, кальции.
В детском возрасте зрение подвержено риску ухудшения, а сами дети редко относятся к зрению бережно и злоупотребляют телевизором и компьютерными играми. Родители могут сократить риск ухудшения зрения, обеспечив ребёнку регулярный приём витамина А. Также этот витамин положительно влияет на состояние волос и зубов, необходим детям, склонным к аллергии.
А как же организовать питание ребёнка летом?
Во-первых, калорийность питaния должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).
Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд.
Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.
В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.
В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.
Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма. Будьте здоровы!
Польза гимнастики для глаз
Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – всё это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.
Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит напомнить о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполняет её в течение нескольких минут. Глаза ребёнка отдыхают.
Каким детям нужна гимнастика для глаз?
Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения.
Предлагаем комплекс упражнений.
Воспитатель: Дворецкая И.Г.
Как помочь ребенку освоиться в детском саду
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок "не садовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха, малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные эмоции, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, туалетом и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в детском саду.
Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма к инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длится около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
• Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
• Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".
• Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
• Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение детского сада начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
• В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш.
• В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
• Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
• Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
• Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
• Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
• И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.
• Расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
• Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
• Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
• Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
• Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
• быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
• поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Воспитатель: Дворецкая И.Г.
КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЕНЬКОГО ПОМОЩНИКА.
Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка. 10 простых, но очень эффективных советов для умных мам.
1. Делайте вместе. Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, пока я готовлю (убираюсь)» – серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посадите малыша рядом на кухне, дайте ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы. Поставьте рядом с взрослой гладильной доской - игрушечную и займитесь глажкой вместе. Не разграничивайте домашние дела и общение с ребенком, а объединяйте эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и наконец, благодаря маленькому волшебнику нашли.
2. Отмечайте успехи Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.
3. Учитывайте характер. Старайтесь замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяйте ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы – мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим – требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давайте каждому свое.
4. Играйте! Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, – наверняка, таких приключений в жизни твоих детей еще не было.
5. Пусть помощь будет настоящей. Привлекайте ребенка к помощи там, где она вам действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.
6. Оставьте место для сюрприза. Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставьте им такую возможность, дав понять, как вас обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для вас таким сюрпризом. Не скрывайте своей радости и не скупитесь на похвалу.
7. Не рассчитывайте на идеальное исполнение. Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругайте его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который вам придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.
8. Дайте разобраться самостоятельно. Если ребенок долго выполняет домашнюю работу: – не вмешивайтесь, – не подгоняйте – и уж тем более не ругайте. Наберитесь терпения и дайте довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется вам помогать, а самой маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.
9. Работа не наказание Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.
10. Не разделяйте обязанности на «женские» и «мужские». И мальчики, и девочки должны уметь: мыть посуду, убирать свою комнату, пришивать пуговицы и даже забивать гвозди.
«Безопасность на воде для дошкольников»
У маленьких детей обычно отсутствует природный страх перед водой и поэтому они смело лезут в нее, совершенно не осознавая грозящие им опасности. Дошкольники часто не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.
Малыши малышами, а взрослый должен неусыпно контролировать процесс купания детей, тем более дошкольного возраста, когда ребенок еще достаточно слаб и не организован.
Правила безопасности на воде купания - купание в открытых водоемах
- Для плавания используйте лишь круги и жилеты, предназначенные для применения в открытых водоемах, у них должны быть толще стенки и, желательно, несколько автономных камер. Чтобы ребенок не утонул при проколе одной из них.
- Всегда будьте возле ребенка, который в воде. Не отводите от него взгляда. Дошкольник может за секунду уйти под воду и захлебнуться.
- Старайтесь не брать дошкольников кататься на лодках, водных велосипедах и других плавательных средствах, это может быть опасно. Но даже если и берете малыша, всегда надевайте на него еще на берегу спасательный жилет.
- Плавайте в специально отведенных местах с чистым проверенным дном, и где есть спасатель и медицинский пункт.
- Если вы плаваете с детьми на природе, то выбирайте чистое мелкое место с течением меньше 0,5 метра/секунду. Предварительно проверьте самостоятельно дно, оно должно быть не топким и без острых предметов. Всегда будьте возле малышей.
- Не разрешайте дошкольникам заплывать далеко от берега и нырять на мелких местах или там, где незнакомое дно.
Правила безопасности на воде купания - купание в надувных бассейнах
- Никогда не позволяйте детям нырять в надувные бассейны.
- Не оставляйте дошкольников без присмотра даже в маленьком тазике. Малыш может упасть лицом в воду и утонуть, у него еще слишком слабые руки для веса тела и поэтому ему тяжело подниматься.
- Максимально оградите несанкционированных доступ к бассейну малышей, чтобы они самовольно не пошли плавать. Для этого снимайте лестницу, ставьте заградительный барьер, не оставляйте стулья по которым можно забраться внутрь, надевайте на верх плотный защитный чехол (который не провалится под весом ребенка или двух) или сливайте воду из бассейна. Надежной изгородью от малышей можно считать заслон высотой от полутора метров, в котором либо отсутствуют горизонтальные перекладины, либо они слишком малы, чтобы по ним удобно было взобраться.
- Если у вас большой надувной бассейн с мощной системой слива и наполнения, то убедитесь, что выпускная система не создает мощного давления, которое может засосать ребенка.
Общие правила безопасности родителям при купании дошкольников
- Никогда не купайтесь в непогоду.
- Всегда разъясняйте детям правила поведения на воде и не подавайте им дурной пример.
- Никогда не ведите детей купаться в нетрезвом состоянии.
- Наблюдайте за купающимися детьми.
- Контролируйте эмоциональное состояние дошкольника, чтобы заигравшись, он не нахлебался воды.
- Если ваш дошкольник уже хорошо плавает и ныряет, то не позволяйте ему нырять в местах, где глубина меньше, чем 2,5 метра.
- Не разрешайте дошкольникам плавать в одиночку, всегда находитесь на расстоянии до метра от них и подстраховывайте малышей рукой, даже если ребенок плывет с надувным кругом или жилетом.
- При купании старайтесь, чтобы всегда на дежурстве был спасатель или инструктор, но никогда не рассчитывайте только на них, помните, что вы в первую очередь отвечаете за безопасность собственного ребенка на воде.
- Следите, чтобы маршруты плавания маленьких детей не пересекались со старшими, это может привести к травме.
- Не купайтесь с детьми в местах, где это запрещено.
- Не заплывайте за буйки, не прыгайте в воду со скал или в местах с неизвестным дном.
- Старайтесь держать ребенка в поле своего зрения, когда он находится в воде.
- Для детей, которые плохо плавают, применяйте специальные средства безопасности, надувные нарукавники или жилеты.
- Строго контролируйте нахождения ребенка в воде, чтобы избежать переохлаждения. После купания в соленой воде необходимо помыться пресной.
Отдых в лесу.
Вот мы и дождались летних дней. И всем нам хочется поскорее отправиться на природу. Попадая в лес, любители отдыха обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесу, бережно относиться к природе и не наносить ей ущерба.
Дрова:
Дрова следует заготовить заранее. Не рубите живые деревья! От этого они сохнут и погибают. Лучше насобирать сухостой.
Разводим костёр:
Костёр для приготовления пищи и обогрева следует располагать на открытой поляне. Место для разведения костра необходимо окольцевать минерализованной (т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,75 - 1 м, и обеспечить первичными средствами пожаротушения (2-3 лопаты, вёдра, огнетушитель).
Категорически запрещается:
Применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
Оставлять без присмотра недогоревший костёр;
После костёр должен быть тщательно засыпан землёй или залит водой до полного прекращения тления.
Выжигать траву под деревьями.
Использовать пиротехнические изделия и другие материалы со световым эффектом.
Мусор:
Что делать с мусором, каждый решает сам. Но помните, что, если вы не уберёте за собой, в следующий раз при выезде на природу вы рискуете не найти чистого места отдыха.
Сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов не рекомендуется, лучше его закопать. А вот бумажные обёртки, салфетки, тканевые тряпки можно и сжечь.
Стеклянную тару, забрать с собой.Соблюдение простых правил, не омрачит ваш долгожданный отдых. Берегите себя и детей!
Осторожно: КЛЕЩИ!
C наступлением первых, по настоящему, теплых майских дней после бесконечной зимы, вызывает вполне естественное желание отдохнуть на природе, подышать ароматами весеннего леса. Все бы хорошо, но посещение леса весной и в начале лета опасно с высоким риском быть укушенным клещом, а это чревато заражением такой опасной болезнью, как клещевой энцефалит..
Как происходит заражение Клещами:
Находясь на ветках или траве, при приближении животного или человека могут прицепиться к нему, а потом добраться до открытых участков кожи, чаще всего - шея, волосистая часть головы, спина, подмышечные и паховые области и др. Слюна клеща содержит обезболивающее вещество, поэтому укус его безболезнен, и длительное время незаметен. Вместе со слюной зараженные клещи передают в кровь человека или животного не только вирус клещевого энцефалита, но в некоторых случаях спирохеты, которые вызывают заболевание, клинически сходное с клещевым энцефалитом – клещевой боррелиоз.
Защита от клещей — это соблюдение техники безопасности:
1. Не рекомендуется без особой надобности залезать в непроходимые чащи низкорослого кустарника (малина, ольха, орешник и т.д.)
2. Перемещаясь по лесной дороге, не срывайте веток (этим действием, вы стряхиваете на себя с основного куста N-ое количество клещей)
3. Ноги должны быть полностью прикрыты (не рекомендуются шорты)
4. Спортивные штаны, трико (желательно с гладкой поверхностью) должны быть заправлены в носки.
5. Обязательно наличие головного убора (кепка, платок)
6. Длинные волосы желательно спрятать под головной убор.
7. После похода по лесу, необходимо проверить (стряхнуть) как верхнюю одежду, так и нижнее бельё.
8. Осмотреть всё тело.
9. Обязательно расчесать волосы мелкой расчёской. Если вы обнаружили ползущего клеща, его необходимо сжечь. Клещи очень живучи, раздавить его невозможно
Если вас или ребенка укусил клещ, постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не опасно ли оно, не является ли разносчиком инфекции.
Воспитатели Дворецкая И.Г.:Немирова Н.Ф.
«Читайте детям сказки»
«Сказка – ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин.
В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного, желание поделиться этим с другими. Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы, сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей.
А какова же польза сказок???
- Сказки развивают внимание: Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребёнок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребёнка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.
- Развивают руки: И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям можно предложить что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.
- Прививают понятия о добре и зле: В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребёнок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям.
- Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей: В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребёнок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребёнку становится понятен окружающий его мир.
- Учат справляться с трудными ситуациями :Ребёнок, который сталкивается с какой- либо трудностью, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.
- Сказки утешают: Благодаря сказочным историям ребёнок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребёнка в дошкольном возрасте.
- Развивают речь и фантазию детей: Чтение сказок расширяет словарный запас ребёнка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребёнок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы, потешки и поговорки
- Польза сказок перед сном: Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – всё хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его всё дальше от дневных печалей и радостей и ваш маленький любимчик засыпает.
Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят ребёнку вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
информация взята с сайта: infourok.ru›konsultaciya…roditeley-chitaem…skazki
Правильное питание для дошкольников
«Человек рождается здоровым,
а все его болезни приходят к нему через рот с пищей»
Гиппократ
Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.
Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребёнка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.
Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков. Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа. Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребёнка разнообразный вкусовой кругозор.
1. В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
2. Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку «распробовать» вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.
Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.
Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.
Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: «Когда я ем- я глух и нем» и «Лучше молчать, чем говорить». Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор. Пусть с самого раннего возраста у ребёнка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно.
Родителям на заметку: Рацион.
1. Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ;
2. Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
3. Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днём;
4. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.
Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки… Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые. Родители! Помните об этом!
Родителям на заметку: Как правильно сидеть за столом.
1. Садиться за стол можно только с чистыми руками;
2. Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;
3. На стол можно положить только запястья, а не локти;
4. Руки следует держать как можно ближе к туловищу;
5. Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;
6. Разговаривать во время приёма пищи не следует.
Во время еды следует:
1. Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
2. Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;
3. Есть беззвучно, а не чавкать;
4. Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует
5. Не забывайте пользоваться салфетками!
«Наши верные друзья полезные привычки»
« Посеешь привычку – пожнёшь характер»
(Народная мудрость)
Данный вопрос актуален, так как от наших с Вами привычек, и от тех привычек, которые мы воспитываем в наших детях зависит и здоровье и успешность их в будущем. Привычка – это такое действие, которое стало для человека обычным, постоянным, которое он выполняет как бы автоматически. У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к Вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, трудиться в огороде. Всё это полезные привычки.
Остановимся сегодня на Привычке к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная полезная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребёнку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье.
Что же включает в себя привычка к здоровому образу жизни?
1. Соблюдение чистоты и личной гигиены.
Ведь недаром говорят: «Чистота – залог здоровья!»
Что нужно делать нам, чтобы воспитать в ребёнке эту привычку?
1. Воспитывать опрятность.
2. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, чистить зубы. Приучать ребёнка к пользованию только личными предметами гигиены: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
3. Прививать навыки поведения за столом: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережёвывать её с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.
4. И, конечно, мы сами должны быть в этом примером.
В воспитании привычки к соблюдению чистоты полезно проговаривать коротенькие стихи, потешки, поговорки. Можно загадать загадку. Не обойтись без таких известных и любимых сказок К. Чуковского, как «Мойдодыр», «Федорино горе», стихотворения А.Барто «Девочка чумазая» и т.п.
5. Соблюдение питьевого режима.
Вы знаете, чтобы ребёнок был здоров, необходимо пить большое количество воды в течение дня. В доме всегда должна быть в доступном для ребёнка месте холодная кипячёная вода либо покупная дистиллированная вода.
6. Закаливание.
Комплекс процедур составляется с учётом состояния здоровья малыша, его физической подготовленности и тех возможностей, которыми располагает сад и семья.
Как же можно проводить закаливание в домашних условиях?
1. Соблюдать тепловой и воздушный режим в помещениях (22 градуса, во время сна 18-20 градуса, проветривание помещения)
2. Следить за тем, чтобы ребёнок был одет соответственно сезону и температурным показателям в помещении и на улице;
3. Регулярно выполнять гигиенические процедуры (умывание, мытьё – тоже закаливание);
4. Утреннюю гимнастику проводить босиком;
5. Заботиться о том, чтобы ребёнок надевал лёгкую одежду, когда ему приходится много двигаться;
6. Проводить игры с водой;
7. Приучать ребёнка полоскать рот после еды, а перед сном – горло кипячёной водой комнатной температуры;
8.Умываться и мыть руки следует прохладной водой;
9. Перед сном ежедневно обливать малыша тёплой водой и интенсивно обтирать полотенцем.
Вам известно, что температура тела ребёнка такая же, как у взрослого, а двигательная активность значительно выше. Поэтому постарайтесь одевать его так, чтобы кожа малыша всегда оставалась сухой, а ноги были защищены и находились в тепле. Надо помнить, что к средствам закаливания относится и сон. Рекомендуется перед сном хорошо проветрить комнату, не оставлять ребёнка в комнате одного. Хорошо бы почитать ему книгу, спеть колыбельную и дать послушать подходящую музыку. Это укрепляет нервную систему и благоприятно влияет на ваши взаимоотношения.
Мы, взрослые, ответственны перед будущем маленьких детей. И обязаны заботиться о их здоровье, воспитывать у детей полезные привычки, и, конечно, должны быть образцом для ребёнка.
Мы вам желаем удачи в воспитании детей!
Осторожно: тепловой и солнечный удар!
Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.
Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.
Как избежать «солнечных неприятностей»? Несколько советов родителям.
Чтобы защитить собственного ребенка от негативных последствий теплового и солнечного удара, следует помнить ряд несложных правил:
1. Откажитесь от длительного пребывания под прямыми солнечными лучами: загар – удовольствие для взрослых, противопоказанное детям;
2. Если на улице слишком жарко, возможно, прогулку стоит отложить до вечера, когда температура воздуха немного упадет;
3. Ребенок должен находиться на улице в головном уборе из тонкой натуральной ткани, желательно, светлых тонов;
4. Совершая прогулку или отдыхая на пляже в жаркий день, пейте как можно больше прохладной, но не ледяной, воды, чтобы избежать спазма сосудов;
5. Взрослым необходимо постоянно следить за состоянием малыша, чтобы вовремя распознать симптомы теплового или солнечного удара и принять меры по защите детского организма от перегрева;
6. Если ребенку стало нехорошо, он побледнел или потерял сознание, немедленно обратитесь за медицинской помощью, и, ожидая приезда бригады "скорой помощи", окажите ему первую помощь.