Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, д. 97
Телефон: +7 (34355) 7-78-12

 

Главная / "Тополёк" - дружная семья / "Колокольчики" / Консультации для родителей

Консультации для родителей

 

Общая характеристика процесса адаптации
 
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. 
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др. – то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка). Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама. Ребенка пугают попытки воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что, возвращаясь домой он не в состоянии успокоиться, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. 
Особенности адаптационного периода
Появляется напряженность, беспокойство или заторможенность
Часто нарушается аппетит и сон.
Первые признаки расстройства желудка.
Наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.
Снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему окружающему.
Падает уровень речевой активности.
Ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за контакта с другими детьми.
Процесс адаптации к новым условиям жизни, в первые дни пребывания в детском учреждении, не всегда и не у всех проходит быстро и легко. Наиболее сложно адаптация проходит у детей 2-ого года жизни. Все негативные проявления в этом возрасте выражены в этом возрасте более ярко, чем у детей, пришедших в детский сад после 2-х лет. Период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца.
 
Степени и фазы адаптации
1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц)
2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев)
3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
 
Степени тяжести прохождения острой фазы
1 степень – легкая адаптация (напряженная), когда у ребенка нарушается аппетит (ест выборочные блюда), легкое нарушение сна, проявляются временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет с детьми, с игрушками не играет, хотя на них и смотрит). Срок удовлетворительный – от 10 дней до 2-х недель.
2 степень – адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные изменения в организме: повышение температуры тела, сыпь на коже. Ослабление стула. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на протяжении 1-ого месяца. Срок адаптации средней тяжести – 1 месяц.
3 степень – адаптация нежелательная, самая тяжелая, она переходит в патологическую. Очень длительная по срокам – от 1 до 6 месяцев. Переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями, проявляет стойкие нарушения поведения. 
 
Малыши, которые до поступления в ДОУ неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), общались со многими взрослыми, с разными детьми, у которых в соответствии с возрастом сформированы личностные качества - умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать, собирать игрушки), самостоятельно обслуживать себя (умение самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, проситься в туалет), легче привыкают к условиям ДОУ. Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации
 

Памятка для родителей

«Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду»

«Правила поведения родителей в период адаптации»

  1. Максимально приблизьте домашний режим дня ребёнка к тому, по

которому он живёт в детском саду.

  1. Научите малыша самостоятельно кушать ложкой, пить из кружки, ходить в туалет (или просится).
  2. Научите самостоятельно убирать за собой игрушки, вещи.
  3. Научите ребёнка самостоятельно одевать и снимать одежду и обувь.
  4. Проговорите с ребёнком возможные трудности, к кому он может обратиться за помощью (воспитатель, няня) если он что-то захочет (в туалет, пить или что-то заболит).
  5. Важно создать положительный образ детского сада. Если вас что-то не устраивает, не высказывайте своё не довольство при ребёнке. И не поддерживайте его негативное настроение.
  6. Эмоционально поддерживайте малыша, подбадривайте (больше общения, ласки, объятий), что бы он не чувствовал себя брошенным. После работы выделите 30мин. своего времени на игру с ребёнком или прогулку.
  7. Если ребёнку очень сложно расставаться с вами по утрам, выработайте свою систему прощания (ритуал, игра, 3 раза обнял, 5 раз поцеловал или помахал в окно). И ему будет легче остаться.
  8. Не расслабляйте ребёнка на выходных, пускай он и в вашем присутствии делает всё самостоятельно (ест, одевается, раздевается, умывается и т.д.), чтобы для него, каждый раз, это не было стрессом в детском саду.
  9. Старайтесь хорошо укреплять здоровье ребёнка в период адаптации         (чтобы

меньше болеть и не пропускать детский сад). После каждого длительного пропуска, ребёнку снова приходится адаптироваться.

  1. Не поощряйте желание ребёнка не идти в детский сад. Это его расслабит, ему будет легче манипулировать вами. Важно не подаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придётся. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твёрдо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.
  2. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу. Необходимое условие успешного протекания этого периода - отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребёнок их «уловит» и ему будет ещё труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребёнка не считайте себя чудовищем.

Чего нельзя делать ни в коем случае!

  1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в детский сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста ещё не умеют «держать слово». Лучше ещё раз напомнить, что вы обязательно придёте.
  2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдёшь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  3. Нельзя обманывать ребёнка, говорить, что вы придёте очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже, полный день. Пусть лучше он знает, что мама придёт не скоро, чем будет ждать её целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помните, важны терпение, последовательность и понимание!

 

 

Как снять напряжение после детского сада

 

Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приёмы расслабления могут быть различны. Наиболее распространённые источники напряжения:

  1. Публичность и присутствие большого количества людей. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребёнок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнёт.
  2. Ребёнок скучает по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоём, почитать или поиграть.

Можно немного прогуляться с ребёнком, это поможет ему перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоём.

А лучше понаблюдать за ребёнком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (родственники, музыка, животные и т.д.) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

 «Как приучить ребенка к горшку»

Когда начинать приучать ребенка к горшку

Это, пожалуй, самый главный вопрос, которым задаются родители детей от 1 года.

С физиологической точки зрения начинать освоение горшка можно тогда, когда ребенок научился ходить, может сидеть на корточках, удерживает себя в пространстве, может стянуть с себя одежду и жестами показать, чего он хочет.

Пошагово  приучению к горшку

Шаг 1: Знакомство с горшком. Расскажите ребенку, для чего нужен горшок, называйте вещи своими именами. Да, говорить слова «пописал» и «покакал» может быть не очень комфортно, но это физиология, и без нее не обойтись. Помните, что если вам стыдно говорить на эту тему, то это чувство стыда передастся и ребенку, а это впоследствии может спровоцировать ряд проблем и трудностей не только с освоением горшка, но и с психосексуальным развитием ребенка.

Шаг 2: Найдите место для горшка. Горшок должен быть в зоне доступа. Если вы закрываете дверь в туалет, чтобы ребенок не бросал игрушки и другие вещи в унитаз, лучше держать горшок в углу детской комнаты или в ванной. Если вы переживаете насчет чистоты вокруг, можно поставить горшок на одноразовую пеленку (убедитесь, что она не скользит по полу) или прорезиненный коврик.

Шаг 3: Покажите, как пользоваться горшком. Посадите на горшок медвежонка, зайца или куклу. Сюжетно-ролевая игра позволит закрепить паттерн поведения. Если есть пупс, который и правда может писать, если напоить его водой, то это будет еще большим подспорьем.

Еще один важный момент. Есть дети, которые не желают садиться на горшок, а предпочитают сразу садиться на унитаз «как большой». Отлично — эту проблему помогут решить специальное сиденье на унитаз и собственный пример.

Шаг 4: Снимите подгузник. Ребенок, который постоянно ходит в подгузнике, не научится ходить на горшок просто потому, что он не соотносит процессы в своем теле с результатом происходящего. Чтобы установить эту связь, ему нужно увидеть все своими глазами и прочувствовать самому. Именно поэтому стали появляться трусики для приучения к горшку, которые не сразу впитывают всю влагу.

На время, когда вы снимаете подгузник и приучаете ребенка к горшку, лучше использовать удобную одежду, которую тоддлер может легко снять самостоятельно. Большинство аварий чаще всего происходит по банальной причине: ребенок не успевает расстегнуть пуговицу и молнию на джинсах, стянуть тугие легинсы и колготки, а после еще и трусики. Облегчите ему задачу.

Одна мама на время приучения к горшку просто застелила весь пол в квартире одноразовыми пеленками, а детей раздела, и они бегали голышом. Ее лайфхаком после этого воспользовались тысячи фанатов, и это действительно работает. Когда ребенок видит, что на полу появляется лужа после того, как он пописал, он начинает понимать, как это происходит, а значит, причинно-следственная связь формируется быстрее.

Шаг 5: Предлагайте горшок по «графику». Это не значит, что нужно завести будильник и сажать ребенка на горшок по часам. Нет. Здесь работает простое правило: горшок после сна и перед сном плюс через 15–20 минут после еды, а также перед прогулкой и после прогулки.

Время года, как ни странно, тоже имеет значение, особенно в наших широтах. Проще и быстрее приучение к горшку происходит весной и летом, когда ребенок может бегать по даче голышом, а в городе — в легких шортах или в трусиках и платье. Аварии, которые, несомненно, будут случаться первое время, не наносят урона психике родителей, а значит, минимизируется количество окриков и постыдных слов, поскольку даже самый терпеливый и осознанный родитель имеет право в какой-то момент сломаться и не выдержать очередные мокрые штаны.

Кстати, в Японии детей приучают к горшку именно летом из сугубо гигиенических соображений. Просто зимой в домах на полу лежат татами, которые очень тяжело мыть в случае непредвиденных ситуаций.

Шаг 6: Снимите подгузник окончательно. Когда вы приучаете ребенка к горшку, первое время подгузник стоит надевать только на дневной и ночной сон. Затем его сначала снимают на дневной сон, застилая кровать одноразовыми пеленками, а после, спустя некоторое время (у одних детей на это может уйти неделя, а у других — несколько месяцев), начинают снимать подгузник и на ночной сон тоже. И здесь нужно быть готовым к тому, что мокрые ночи будут случаться, даже если вы будете посреди ночи высаживать ребенка на горшок. Это совершенно нормально.

Ошибки родителей в процессе приучения к горшку

Период приучения к горшку довольно стрессовый и для ребенка, и для родителей. Одно слово порой способно испортить все, что было достигнуто за несколько недель.

Чего делать нельзя

  • Быть в состоянии стресса. Дети очень чувствительны к настроению взрослого, и если мама с папой постоянно нервничают из-за мокрых штанишек, то и ребенок будет переживать и у него всё будет получаться значительно хуже;
  • Спешить. Вы должны двигаться в темпе ребенка, а не подгонять его, стремясь успеть к какой-то конкретной дате или просто чтобы похвастаться, что вы приучили ребенка к горшку всего за пять дней;
  • Стыдить. Задача родителей — поддержать ребенка в его самостоятельности. Наказывать, ругать и стыдить — значит унижать ребенка. Он уже описался и не может ничего с этим поделать, ему и так грустно и плохо от этого;
  • Снова надевать подгузник. В процессе освоения горшка нередко случается регресс. Обычно он длится не больше 5–7 дней, хотя, конечно, бывают и исключения. Но и на этот срок лучше не возвращаться к использованию подгузников. Это лишь еще больше откатит ребенка назад;
  • Брезговать. Да, история с горшком не самая благоухающая. Однако на протяжении двух лет вы мыли попу ребенку, меняли подгузники, и сейчас ничего не изменилось. Демонстрируя свою брезгливость по отношению к мокрым и грязным штанам, вы не поддерживаете ребенка. Он еще не в состоянии разделять ваше отношение к результату своих действий. Ему нужна поддержка и абсолютное принятие.

Приучение к горшку — это довольно сложный, но увлекательный квест, который предстоит пройти каждому родителю. Будьте уверены: вы с ним рано или поздно справитесь.

 

Для чего ребенку нужна сказка?

 

«…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»

                                                                                                                (Джанни Родари).

     Сказка  вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в 
преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.

Как читать сказки детям дошкольного возраста?
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание сына (дочери) в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.
Что читать детям разного дошкольного возраста?
Сказки для детей от 0 до 3 лет:
• «Радуга-дуга» (стихотворения, сказки, потешки с иллюстрациями Васнецова Ю.)
• Русские сказки о животных.
« Колобок», «Репка», « Теремок» и т.д.
• Сутеев В. «Сказки и картинки»
• Английские детские стихи « Рифмы матушки Гусыни» ( в переводах Чуковского К., Маршака С.)
• Чуковский К. «Сказки»
• Маршак С. «Сказки, песни, загадки»
• Барто А. «Игрушки» и другие стихи для малышей
• Михалков С. «Стихи и басни»
• Хармс Д. «Стихи»
• Мориц Ю. «Стихи»
• Девин В. «Глупая лошадь»
• Пушкин А. «Сказки»
• Токмакова И. «Карусель»
• Поттер Б. «Ухти- Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост»
• Сьюз Д. «Сказки»
• Ушинский К. «Сказки»
• Гаршин В. «Лягушка- путешественница»

 

Безопасная калитка

 

Уважаемые родители, о безопасном пребывании детей в детском саду  позаботимся вместе!!!
1. При входе и выходе с детского сада – убедитесь, что калитка заблокировалась.
2. Не допускайте, чтобы ребенок залазил на калитку, забор и нажимал кнопку «Открыть калитку» сам.
3. Не давайте ключи от домофона детского сада  ребенку.
4. При входе и выходе, будьте бдительны! Убедитесь, что выходите только со своим ребенком, и не выпускаете другого ребенка без родителя. 
5. Не допускайте, чтобы ребенок убегал от вас!
6. Не держите калитку открытой!
7. Не устраивайте беседы около калитки!
8. Проведите с ребенком дома беседы о том, чем опасен для ребенка уход за территорию детского сада.
9. Не допускайте выход ребенка за калитку без вас, за территорией детского сада паркуется очень много машин, что не безопасно для вашего ребенка.
  Уважаемые родители, за калиткой  детского сада находится самое ценное, что есть у вас в жизни – ВАШИ ДЕТИ!!!
 

 

Детские игрушки и требования к ним 
 
        Детская игрушка должна быть доброй и заботится о психологическом здоровье малыша. Если малышу нет еще пяти лет, то «страшные» игрушки не только не будут полезны, но могут негативно влиять на его развитие, поэтому данное требование к детской игрушке крайне важна. Покупая «страшные» детские игрушки, родители часто даже не подозревают о том, какой вред  наносят своему малышу, даже если ребенок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного «монстра». Стараясь угодить малышу и покупая ему все новых и новых «забавных», с их точки зрения, роботов и чудовищ, мамы и папы не только тормозят и задерживают его развитие, но и воспитывают в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка – определенный идеал, образ, который закладывается у ребенка в подсознание.
        При выборе игрушки в магазине попробуйте придумать минимум три игры с ней, если у вас это получилось, то смело покупайте ее. Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали как с ней играть иначе  скоро игрушка окажется в пыльном углу детской комнаты.
Требование к детским игрушкам.
    Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. При выборе и покупке детских игрушек обратите внимание на наличие следующих знаков на упаковке:
 СЕ – это значок говорит о том, что данный товар соответствует всем нормам. Изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.
 ВНИМАНИЕ! Все значки должны быть хорошо видны
Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку:
- отравление токсическими веществами;
- рецидивами аллергии;
- травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в  дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы в полне можете столкнуться с привышением нормы электрисеского 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница создана: 3 июля 2018 в 15:30. Последнее редактрование: 13 ноября в 11:46
На сайте тополёк.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы