Консультации для родителей
Памятка для родителей
«Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду»
«Правила поведения родителей в период адаптации»
- Максимально приблизьте домашний режим дня ребёнка к тому, по
которому он живёт в детском саду.
- Научите малыша самостоятельно кушать ложкой, пить из кружки, ходить в туалет (или просится).
- Научите самостоятельно убирать за собой игрушки, вещи.
- Научите ребёнка самостоятельно одевать и снимать одежду и обувь.
- Проговорите с ребёнком возможные трудности, к кому он может обратиться за помощью (воспитатель, няня) если он что-то захочет (в туалет, пить или что-то заболит).
- Важно создать положительный образ детского сада. Если вас что-то не устраивает, не высказывайте своё не довольство при ребёнке. И не поддерживайте его негативное настроение.
- Эмоционально поддерживайте малыша, подбадривайте (больше общения, ласки, объятий), что бы он не чувствовал себя брошенным. После работы выделите 30мин. своего времени на игру с ребёнком или прогулку.
- Если ребёнку очень сложно расставаться с вами по утрам, выработайте свою систему прощания (ритуал, игра, 3 раза обнял, 5 раз поцеловал или помахал в окно). И ему будет легче остаться.
- Не расслабляйте ребёнка на выходных, пускай он и в вашем присутствии делает всё самостоятельно (ест, одевается, раздевается, умывается и т.д.), чтобы для него, каждый раз, это не было стрессом в детском саду.
- Старайтесь хорошо укреплять здоровье ребёнка в период адаптации (чтобы
меньше болеть и не пропускать детский сад). После каждого длительного пропуска, ребёнку снова приходится адаптироваться.
- Не поощряйте желание ребёнка не идти в детский сад. Это его расслабит, ему будет легче манипулировать вами. Важно не подаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придётся. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твёрдо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.
- Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу. Необходимое условие успешного протекания этого периода - отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребёнок их «уловит» и ему будет ещё труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребёнка не считайте себя чудовищем.
Чего нельзя делать ни в коем случае!
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в детский сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста ещё не умеют «держать слово». Лучше ещё раз напомнить, что вы обязательно придёте.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдёшь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя обманывать ребёнка, говорить, что вы придёте очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже, полный день. Пусть лучше он знает, что мама придёт не скоро, чем будет ждать её целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Помните, важны терпение, последовательность и понимание!
Как снять напряжение после детского сада
Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приёмы расслабления могут быть различны. Наиболее распространённые источники напряжения:
- Публичность и присутствие большого количества людей. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребёнок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнёт.
- Ребёнок скучает по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоём, почитать или поиграть.
Можно немного прогуляться с ребёнком, это поможет ему перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоём.
А лучше понаблюдать за ребёнком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (родственники, музыка, животные и т.д.) - то и является для него источником стихийной психотерапии.
«Как приучить ребенка к горшку»
Когда начинать приучать ребенка к горшку
Это, пожалуй, самый главный вопрос, которым задаются родители детей от 1 года.
С физиологической точки зрения начинать освоение горшка можно тогда, когда ребенок научился ходить, может сидеть на корточках, удерживает себя в пространстве, может стянуть с себя одежду и жестами показать, чего он хочет.
Пошагово приучению к горшку
Шаг 1: Знакомство с горшком. Расскажите ребенку, для чего нужен горшок, называйте вещи своими именами. Да, говорить слова «пописал» и «покакал» может быть не очень комфортно, но это физиология, и без нее не обойтись. Помните, что если вам стыдно говорить на эту тему, то это чувство стыда передастся и ребенку, а это впоследствии может спровоцировать ряд проблем и трудностей не только с освоением горшка, но и с психосексуальным развитием ребенка.
Шаг 2: Найдите место для горшка. Горшок должен быть в зоне доступа. Если вы закрываете дверь в туалет, чтобы ребенок не бросал игрушки и другие вещи в унитаз, лучше держать горшок в углу детской комнаты или в ванной. Если вы переживаете насчет чистоты вокруг, можно поставить горшок на одноразовую пеленку (убедитесь, что она не скользит по полу) или прорезиненный коврик.
Шаг 3: Покажите, как пользоваться горшком. Посадите на горшок медвежонка, зайца или куклу. Сюжетно-ролевая игра позволит закрепить паттерн поведения. Если есть пупс, который и правда может писать, если напоить его водой, то это будет еще большим подспорьем.
Еще один важный момент. Есть дети, которые не желают садиться на горшок, а предпочитают сразу садиться на унитаз «как большой». Отлично — эту проблему помогут решить специальное сиденье на унитаз и собственный пример.
Шаг 4: Снимите подгузник. Ребенок, который постоянно ходит в подгузнике, не научится ходить на горшок просто потому, что он не соотносит процессы в своем теле с результатом происходящего. Чтобы установить эту связь, ему нужно увидеть все своими глазами и прочувствовать самому. Именно поэтому стали появляться трусики для приучения к горшку, которые не сразу впитывают всю влагу.
На время, когда вы снимаете подгузник и приучаете ребенка к горшку, лучше использовать удобную одежду, которую тоддлер может легко снять самостоятельно. Большинство аварий чаще всего происходит по банальной причине: ребенок не успевает расстегнуть пуговицу и молнию на джинсах, стянуть тугие легинсы и колготки, а после еще и трусики. Облегчите ему задачу.
Одна мама на время приучения к горшку просто застелила весь пол в квартире одноразовыми пеленками, а детей раздела, и они бегали голышом. Ее лайфхаком после этого воспользовались тысячи фанатов, и это действительно работает. Когда ребенок видит, что на полу появляется лужа после того, как он пописал, он начинает понимать, как это происходит, а значит, причинно-следственная связь формируется быстрее.
Шаг 5: Предлагайте горшок по «графику». Это не значит, что нужно завести будильник и сажать ребенка на горшок по часам. Нет. Здесь работает простое правило: горшок после сна и перед сном плюс через 15–20 минут после еды, а также перед прогулкой и после прогулки.
Время года, как ни странно, тоже имеет значение, особенно в наших широтах. Проще и быстрее приучение к горшку происходит весной и летом, когда ребенок может бегать по даче голышом, а в городе — в легких шортах или в трусиках и платье. Аварии, которые, несомненно, будут случаться первое время, не наносят урона психике родителей, а значит, минимизируется количество окриков и постыдных слов, поскольку даже самый терпеливый и осознанный родитель имеет право в какой-то момент сломаться и не выдержать очередные мокрые штаны.
Кстати, в Японии детей приучают к горшку именно летом из сугубо гигиенических соображений. Просто зимой в домах на полу лежат татами, которые очень тяжело мыть в случае непредвиденных ситуаций.
Шаг 6: Снимите подгузник окончательно. Когда вы приучаете ребенка к горшку, первое время подгузник стоит надевать только на дневной и ночной сон. Затем его сначала снимают на дневной сон, застилая кровать одноразовыми пеленками, а после, спустя некоторое время (у одних детей на это может уйти неделя, а у других — несколько месяцев), начинают снимать подгузник и на ночной сон тоже. И здесь нужно быть готовым к тому, что мокрые ночи будут случаться, даже если вы будете посреди ночи высаживать ребенка на горшок. Это совершенно нормально.
Ошибки родителей в процессе приучения к горшку
Период приучения к горшку довольно стрессовый и для ребенка, и для родителей. Одно слово порой способно испортить все, что было достигнуто за несколько недель.
Чего делать нельзя
- Быть в состоянии стресса. Дети очень чувствительны к настроению взрослого, и если мама с папой постоянно нервничают из-за мокрых штанишек, то и ребенок будет переживать и у него всё будет получаться значительно хуже;
- Спешить. Вы должны двигаться в темпе ребенка, а не подгонять его, стремясь успеть к какой-то конкретной дате или просто чтобы похвастаться, что вы приучили ребенка к горшку всего за пять дней;
- Стыдить. Задача родителей — поддержать ребенка в его самостоятельности. Наказывать, ругать и стыдить — значит унижать ребенка. Он уже описался и не может ничего с этим поделать, ему и так грустно и плохо от этого;
- Снова надевать подгузник. В процессе освоения горшка нередко случается регресс. Обычно он длится не больше 5–7 дней, хотя, конечно, бывают и исключения. Но и на этот срок лучше не возвращаться к использованию подгузников. Это лишь еще больше откатит ребенка назад;
- Брезговать. Да, история с горшком не самая благоухающая. Однако на протяжении двух лет вы мыли попу ребенку, меняли подгузники, и сейчас ничего не изменилось. Демонстрируя свою брезгливость по отношению к мокрым и грязным штанам, вы не поддерживаете ребенка. Он еще не в состоянии разделять ваше отношение к результату своих действий. Ему нужна поддержка и абсолютное принятие.
Приучение к горшку — это довольно сложный, но увлекательный квест, который предстоит пройти каждому родителю. Будьте уверены: вы с ним рано или поздно справитесь.
Для чего ребенку нужна сказка?
«…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»
(Джанни Родари).
Сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
Безопасная калитка