Половое воспитание детей
Одной из основных частей общей системы воспитания является половое воспитание. Оно имеет важное значение для жизни. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка.
В половом воспитании дошкольников в семье существенным является буквально все. Важен уход за ребенком. Значительную роль играет и климат семейной жизни, вся эмоциональная сфера, в которой растет ребенок. Царят ли в доме мир и согласие, или отношения между членами семьи недоброжелательные. Относятся ли к ребенку тепло, с заботой или, напротив, на него смотрят, как на обузу. Проявляют ли родители живой интерес к миру маленького человека, или они равнодушны к нему и отмахиваются от его вопросов и рассказов, как утомительных и назойливых.
Мир открывается перед маленьким человеком каждый день, каждый час множество чудес, и дети хотят немедленно знать все, во всем разобраться. Своими неожиданными вопросами они часто ставят взрослых в тупик. Можно сказать, что и для родителей в эту пору начинается период педагогических « почему?» и « как?» И, пожалуй, ничто не приводит взрослых в такое замешательство, как вопросы вроде «Откуда берутся дети?». А вопрос этот возникает неизбежно, ибо ребенок видит приготовления в семье к появлению братика, или сестрички, и, наконец, встречает новорожденного дома; он слышит разговоры о том, что у знакомых, или соседей родился ребенок.
И так, что же сказать ребенку, когда он проявит интерес к проблеме появления детей на свет? Какие советы дают, поэтому поводу специалисты? Оказывается, советы самые разные. Одни рекомендуют отвлечь ребенка, когда он спросил вас, откуда берутся дети, оставить этот вопрос без ответа, переключив на что-нибудь другое его внимание. Другие, не менее авторитетные специалисты, такие, как, например, американский врач – педиатр Б. Спок, считают, что лучше сразу сказать правду, дав простой ответ типа: « Ребенок растет внутри матери в специальном месте из крошечного семени, которое было внутри матери всегда. А выходит ребенок наружу через специальное отверстие».
Дело в том, что напрасно родители ожидают от педагогов готовых рецептов воспитания, готовых ответов на все вопросы. Задача педагогики – решать общие проблемы, а уж родителям приходится поразмышлять над многими частными моментами. И пусть родители сами решают, как и надо ли рассказывать детям о том, откуда берутся детям, но лучше сразу сказать правду, ибо, как не переключай внимание ребенка, он все равно будет возвращаться к этому вопросу и рано или поздно получит на него ответ – хорошо, если не из дурного источника!
Вопрос ребенка должен быть встречен родителями совершенно спокойно. Нужно сделать так, чтобы вопрос принял в его сознании свой, естественный вид и не вызывал мыслей о чем-то запрещенном, постыдном.
Мать должна просто, в доступной форме рассказать малышу, что он находился у нее в животе, а потом подрос, и ему стало там тесно, вышел наружу. И не надо обманывать малыша, заявляя, что его купили в магазине или нашли в капусте.
Дети должны жить по твердо установленному режиму дня. Аккуратно соблюдаемый распорядок дня – сна и бодрствования, игр и приема пищи имеет большое значение для правильного развития вообще и для полового воспитания в частности. Ребенок, привыкший засыпать в одно и тоже время, будет ложиться в постель для того, чтобы тут же уснуть, а не предаваться всякого рода фантазиям и грезам. Еще важно, чтобы он не залеживался утром в постели. Полезно прививать ребенку привычку спать, положив руки поверх одеяла, лежа на спине или на правом боку.
Необходимо избегать каких бы то ни было раздражающих и возбуждающих воздействий на половые органы. Прежде всего ребенка нужно ежедневно купать. Одежда должна быть мягкой и всегда чистой, не стесняющей движений и не вызывающей потертостей на коже. Искупав или подмыв ребенка (при подмывании струю воды нужно направлять спереди назад), вытирать его следует прикладыванием к коже мягкой тряпицы или полотенца.
Соблюдая эти не сложные правила, вы избегаете раннего, преждевременного появления у детей половой возбудимости, которая может привести к тому, что ребенок будет стремиться повторить, воспроизвести понравившееся ему ощущение и пристраститься к искусственному возбуждению половых органов.
Бурные ласки, поцелуи, шутливые пошлепывания, щекотание – все это совершенно не нужно ребенку, а скорее даже вредно.
Очень важный фактор в половом воспитании – личный пример родителей, пример их отношения друг к другу и ко всем членам семьи – ровные, спокойные, не унижающие взаимоотношения.
Использование мандалы как средства для релаксации, расслабления и развития ребенка
1. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.
2. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.
3. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.
4. В идеале, мандала должна разукрашиваться от СЕРЕДИНЫ К КРАЮ.
Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.
Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.
5. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:
• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);
• достаточное время для работы;
• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;
• разнообразие изобразительных материалов;
• использование релаксационной и медитативной музыки;
• хорошее освещение.
6. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления.
Анализировать данный вид работы могут только специалисты.
7. В конце работы по желанию ребенка можно:
• придумать ей название,
• подобрать для нее фон,
• вырезать мандалу и повесить ее на стену.
8. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.
Также построение и раскрашивание мандал:
• Развивает творческое начало у ребенка;
• При закрашивании мандал или при их строительстве развивается мелкая моторика;
• Тренируется усидчивость и аккуратность;
• Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления;
Дети знакомятся с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) – не в теории, а на практике, познают искусство орнамента.
Гиперактивный ребёнок
В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка. Очень часто подобный "ярлык" вешается без разбора на любого, просто активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим "диагнозом" – гиперактивность.
Большинство специалистов-психологов выделяют следующие признаки гиперактивности:
1. Ребенок находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
2. Для такого малыша характерны резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая "сухая" истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно.
3. Ребенок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.
4. Часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и слышит его.
5. Ребенку сложно доводить до конца начатое им дело, даже если оно ему интересно.
6. Ребенка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком просыпаясь посреди сна.
7. У гиперактивных детей часто имеются кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
8. Основная жалоба родителей таких детей – это то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
9. Гиперактивный ребенок часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
10. Для гиперактивного ребенка характерны следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная) и импульсивность.
Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей.
Одни пытаются жесткими мерами бороться с "непослушанием" ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.
Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).
Однако во всех вышеперечисленных случаях родители неспособны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому их действия мало эффективны.
Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:
1. Недостаток эмоционального внимания, подменяемого физиологическим уходом.
2. Недостаток твердости и контроля воспитания.
3. Неумение воспитать навыки управления гневом, так как чаще всего сами не обладают этим навыком.
Что же делать?
1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким ребенком учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона.
2. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединиться к настроению взрослого.
3. Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для эффективных действий.
4. Соблюдение дома четкого распорядка дня – еще одно из важнейших условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
5. И прием пищи, и прогулки, и выполнения домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже привычное для ребенка время.
6. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).
7. По-возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере, и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению.
8. Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ребенком наедине, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
9. Родителям гиперактивных детей необходимо, в первую очередь, сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить напряжение и дать ребенку возможность реализовать его потребности.
Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен хороший эмоциональный контакт.
Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень полезен массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать двигательную активность.
Хорошо зарекомендовал себя при коррекции гиперактивности метод песочной терапии (sandplay).
Ну и самое главное - гиперактивным детям особенно необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.
Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков. Любят, просто потому, что Он есть в их жизни.
Почаще говорите об этом своим детям!
«У ребенка зависимость от гаджета: пошаговый алгоритм, который поможет»
Будущие первоклассники «сидят в телефоне» вместо подготовки к школе, а трехлетки плачут, когда родители отнимают у них планшет с игрой.
Чтобы снизить выраженность факторов, которые ведут к формированию гаджет-зависимости ребенка, необходимо проанализировать атмосферу в семье и определите, в чем зависимость ребенка от гаджета . Задача семьи и детского сада не в том, чтобы оградить детей от гаджетов вообще, иначе мы бы пытались искусственно отсечь часть культуры. Цель – помочь дошкольникам состояться в реальном мире, несмотря на привлекательность мира виртуального.
Шаг 1
Проанализируйте нерешенные эмоциональные проблемы ребенка.
Гаджеты становятся опасными, только когда они превращаются в «похитителей реальности». Если виртуальная игра вытеснила живую игру, а виртуальный мир стал главным источником эмоций, проблема есть.
Для ребенка основные причины зависимости – это негативные эмоции, которые он переживает дома: «страшно», «скучно», «непредсказуемо», «обидно», чувство одиночества, ненужности, брошенности.
Сначала обратите внимание на то, как ребенку живется в эмоциональном смысле: счастлив ли он, часто ли радуется, смеется.
Проанализируйте, в каком тоне вы взаимодействуют с ребенком. Попробуйте в течение нескольких дней использовать заинтересованный одобрительный тон и посмотреть, что изменится в поведении ребенка. Важно задавать вопросы и слушать ответы дошкольника, не угрожать, не ругать. Когда ребенок делает что-то не так, родители необходимо твердым спокойным тоном повторяют правило: «во время еды не играют», «кошек не бьют», «игрушки убираем в коробку». Чаще хвалите ребенка, поощряйте, выражайте интерес. Выделяйте хотя бы пять минут в день на то, чтобы пообщаться с ребенком: говорить только с ним о том, что интересно ему.
Шаг 2
Определите, в чем зависимость удобна взрослым
Когда у родителей мало времени и много задач, нужно вводить для дошкольника новые правила и новые занятия. Это поможет избежать ситуации, когда удобство взрослых становится причиной зависимости ребенка. Вполне нормально, если какое-то время ребенок будет с гаджетом, а они заняты своими делами – если это не повторяется каждый раз, когда они чем-то заняты. Определите временной интервал, на который вы разрешаете ребенку гаджет. Действуйте последовательно: «Скажите ребенку, что на то время, пока вы будете делать то-то и то-то, он может позаниматься с гаджетом. Скажите, в какое время он должен отложить гаджет, и спокойно напомните об этом, когда время придет. На остальные временные промежутки говорите ребенку, что он должен заняться чем-то другим». Можно предложить конструктор, забытые игрушки, материалы для творчества, вдохновляющие предметы: для дошкольников это коробка, сумка, скотч, ножницы, веревочка, вата, сыпучие продукты, таз с водой и мелкие предметы для купания в тазу. Покажите ребенку начало игры, например, кукольного салона красоты, лечения зверей.
Шаг 3 Увеличьте количество впечатлений в жизни ребенка
Часто гаджет – ответ на скуку, поэтому надо учить ребенка рассматривать, а потом читать книги, листать журналы, рисовать. Сводите ребенка на разные площадки, чаще выходят на природу, если есть возможность – свозите в музеи, на выставки. Варианты досуга: показать, как собрать природные материалы, разрешить набрать целый пакет, принести их домой и возиться с ним; дать на прогулку мячик и позволить много носиться с ним; попросить знакомых с доброй собакой иногда позволять ребенку играть с ней. Важно учить ребенка бытовым делам: разогреть пищу, уложить волосы, убраться на полке. Просите его помощи в делах, вовлекайте в уход за бытом. Просите ребенка нарисовать или слепить для вас, показывать сценки и будьте благодарным и восхищенным зрителем.
Шаг 4
Сформулируйте ясные правила насчет гаджетов
Важно разобраться в себе и своих требованиях: можно или нельзя играть с гаджетами, это плохо или хорошо, правило действует для всех или только для ребенка. Если взрослый то разрешает гаджет, то нет, поощряет и наказывает гаджетом – у ребенка будет зависимость. Продумать, озвучить и обсудить правила в семье. Определите: что должно быть сделано до гаджета, каковы реальные задачи и нагрузка; когда играть нельзя, например, за едой, вместо занятий; сколько можно играть. Понадобится озвучить правила ребенку и начинать следовать им, а если ребенок возражает – признать его чувства, дать возразить, не ругать, посочувствовать, но правило не менять. Важно самим не пользоваться гаджетом без необходимости, откладывать его подальше от себя, уменьшить число аккаунтов в социальных сетях и чатах, больше двигаться и разговаривать.
Шаг 5
Учитесь создавать положительные эмоции
Помните, чтобы избавиться от зависимости, ребенку нужна не сила воли, а благополучное эмоциональное состояние. «Любите и берегите своего ребенка. Играйте и говорите с ним. Часто обнимайте, гладьте, целуйте ребенка. Ухаживайте за ним, его одеждой, внешностью, помогайте ему поддерживать уют и порядок в комнате. Ежедневно проводите время именно с ним. Сдерживайте негативные эмоции, не нападайте на ребенка, не сливайте в него дурное настроение. Следите за правильным режимом своей и детской жизни. Находите другие занятия, помимо гаджетов, не обездвиживайте его с помощью них – дайте возможность бегать, шуметь, творить. Всегда предлагайте приятные альтернативы гаджетам».
«Крик – твоё спасение!»
Правила детской безопасности
Воспитание ребёнка – длительный процесс, который далеко не всегда проходит гладко. В первые годы жизни мы формируем его личность и даём базовые установки для жизни. Именно поэтому так важно применять правильные методы воспитания и отказываться от вредных – крика, истерик, запугиваний и физических наказаний.
Чтобы не создавать путаницу в голове малыша, достаточно иметь чёткий список запретов и всегда аргументировать их. Запрет выходить за пределы двора для малыша до 6 лет вполне обоснован, только объясните ему, что нарушение несёт ряд опасностей для его жизни.
Родители должны научить ребёнка:
1. Отпрашиваться, ставить в известность родителей, с кем и куда идёшь. Сейчас у каждого есть смартфон, поэтому очень легко созвониться и обсудить запланированный поход в магазин, к подруге или другу, на прогулку.
Но тогда не ругайте ребёнка, что он собирается не туда, не с теми и не в то время. Услышав нравоучения, в следующий раз он не станет вас предупреждать и может подвергнуться реальной опасности.
2. Где безопасное место. Куда бежать при необходимости.
Если он вышел из школы – возвращаться обратно в школу, если из дома – домой. Если он один в городе – в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.
3. Соблюдать дистанцию.
Ребёнок должен соблюдать физическую дистанцию. Важно объяснить, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это пространство должно насторожить. Беседовать с посторонними важно на таком расстоянии, на котором ребёнку комфортно.
4. Оценивать ситуацию.
Для ребёнка должно стать очевидным, что взрослый никогда не будет просить помощи у ребёнка, а родители ни в коем случае не пришлют за ним незнакомого человека.
5. Отвечать за свою безопасность.
Дети привыкают, что за их безопасность всегда кто-то отвечает – родители, учителя в школе, тренер на секции. Это так! В первую очередь ответственность за безопасность в руках самого ребёнка.
Необходимо объяснить, что есть то, что принадлежит только ему: зубная щётка, расчёска, одежда, его комната и ситуации, в которых принимать решение будет только он. Ребёнку необходимо знать. Что он имеет право сказать «нет» просто потому, что ему что-то кажется опасным и неприятным, не объясняя чужому человеку причину отказа.
В такой ситуации можно кусаться, брыкаться, убегать, если незнакомец настойчив. Порепетируйте с ним такие ситуации.
6. Кричать.
Научите ребёнка не стесняться привлекать к себе внимание в экстренных случаях. В ситуации опасности пусть кричит. И дайте инструкцию, что именно кричать: «Помогите! Меня украли! Я не хочу идти с этим человеком!».
Мало кто из детей умеет кричать, когда это нужно. Ребёнка обязательно надо этому учить. Но почему-то у нас это не принято. В общественных местах, дома, в гостях, на детской площадке, в школе ребёнку постоянно повторяют: «не кричи», «не шуми», «тише!». Ещё хуже, если с этими словами родители пытаются его пристыдить. И что в итоге? Ребёнок стесняется просить о помощи, когда это так необходимо. Он боится, что его снова будут ругать.
Конечно, воспитание ребёнка не отменяет правильного поведения взрослых. Если вы видите, что рядом с вами на детской площадке, на остановке или в любом другом месте пытаются против желания ребёнка совершить какие-то активные действия, поинтересуйтесь – знает ли ребёнок этого человека, где его родители, с кем он пришёл, нужна ли ваша помощь. Помните: «Чужих детей не бывает!».
Что должен уметь ребёнок в 3 года
Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.
Речевые навыки
Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:
• правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
• составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
• предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
• запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
• легко узнает и называет знакомые ему предметы;
• составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
• употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
• знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
• различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
• ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.
Мышление
Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:
1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.
Развитие моторики
Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:
• легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
• надевать бусины на нитку;
• лепить шарики из пластилина;
• резать бумагу ножницами;
• собирать мозаику.
Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.
Бытовые навыки
Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:
• сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
• знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
• расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
• убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
• самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
• использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
• моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
• снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.
Двигательные навыки
Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:
• уверенно и быстро бегает;
• играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
• легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
• сам забирается на горку и скатывается с нее;
• держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
• ходит задом наперед;
• ездит на трехколесном велосипеде;
• держит равновесие и прыгает на одной ноге;
• кувыркается вперед и назад.
Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством инструктора.