Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, д. 97
Телефон: +7 (34355) 7-78-12

 

Главная / Для Вас, родители! / Психолог - на связи / Лобанова Ольга Николаевна

Лобанова Ольга Николаевна

Как надо играть с ребёнком старшего возраста
 
Родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «не наигравшись», что игры детей 5-6 лет примитивны и неинтересны. Почему же так важно играть с ребенком, особенно в годы подготовки к школе?
В игре дети: учатся применять имеющиеся у них знания; ставятся перед необходимостью поиска новых знаний; получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно существенно, воображение.Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребенка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует партнеров, а заинтересованный взрослый – хороший игровой партнер. В-третьих, игра – своеобразное общение, а участие в нем родителей доставляет детям большую радость. 
Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые формируют внимание, память, сосредоточенность: 
- «Кто ушел?»; 
- «Что изменилось?»;
- «Что спрятали?»;
- «Какой картинки не хватает?»; 
- «Сделай так же».  
Игры развивают детские представления о качествах и свойствах предметов: «Что из чего сделано», «Магазин «Ткани» , «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус»,  «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме); развивают логическое мышление: «Что сначала, что потом», «Времена года»,  шашки,  шахматы, «Сравни по величине»  и речь: «Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов».
Несколько советов, как организовать игру:
   1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребенком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной  игры.
   2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком легкие, так как интерес падает в том и в другом случае.
   3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребенка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.
   4. Придумывайте новые игры вместе с ребенком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.
Занимаясь дома с ребенком, чаще берите на себя роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего  первоклашку и задавайте ребенку различные вопросы («Почему?», «Зачем?»)
 Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребенка. 
Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей. 
Во-вторых, игра требует партнеров, а заинтересованный взрослый – хороший игровой партнер. 
В-третьих, игра – своеобразное общение, а участие в нем родителей доставляет детям большую радость. 
Игры для развития памяти
"Кукловод"
Взрослый, который выполняет роль кукловода, завязывает глаза ребенку и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
"Пуговица"
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
"Фотоаппараты"
1-ый вариант: ребенку на секунду показывается карточка с любым изображением и он должен как можно подробнее описать его. 2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.
«Расскажи и покажи»
Взрослый просит ребенка рассказать стихотворение сюжетного характера (заранее подобранное и выученное) и показать то, что происходит.
 Игры для развития внимания
«Будь внимателен!»
Групповая игра. Дети шагают по кругу. Затем взрослый произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.
«Четыре стихии»
Групповая игра. Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
«На стол! Под стол! Стучать!» Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам её выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.
"Топ-хлоп"
Взрослый произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если не правильное - топает. Примеры: "Летом всегда идет снег". «Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица".
«Зеркало»
Играют два человека. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.
«Что изменилось?»
Взрослый ставит перед ребенком игрушки, дает сигнал, чтобы он закрыл глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен угадать, какая игрушка спрятана.
«Раскрась правильно»
Взрослый пишет буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом, и предлагает ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, можно предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры – зеленым.
«Я покажу, а ты отгадай»
Взрослый предлагает ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, вы загадали медвежонка и должны пройти по комнате, имитируя походку медведя, показать, как зверь «сосет» лапу.
 Игры для развития воображения
«Закорючки»
В эту игру взрослому лучше играть вместе с ребенком. Надо нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
«Оживление предметов»
Взрослый предлагает ребенку представить себя и изобразить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
«Дорисуй картинку»
Взрослый предлагает ребенку незаконченное изображение предмета и просит его назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, взрослый оказывает ему помощь в виде загадок и наводящих вопросов.
«Имитация действий»
Взрослый просит показать ребенка, как взрослые варят суп: моют и вытирают руки перед приготовлением пищи, наливают воду в кастрюлю, включают плиту и ставят кастрюлю на конфорку, чистят и режут овощи, засыпают их в кастрюлю, солят, помешивают суп ложкой, черпают суп поварешкой.
 Игры для развития мышления и логики
«Бывает - не бывает» Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять и т.д.
«Угадай по описанию»
Взрослый предлагает ребенку угадать, о чем он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«Что будет, если…» Взрослый задает вопрос - ребенок отвечает. "Что будет, если я встану ногами в лужу?" "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем ребенок и взрослый меняются ролями.
«Незаконченные предложения» Взрослый говорит незаконченное предложение - ребенок его продолжает. Примеры предложений: «Шерсть у нашей кошки очень ….»;
«Ночью на улице очень …»; «У людей есть руки, для того чтобы …»; «Я заболел потому, что …».
«Логические концовки»
Взрослый предлагает ребенку логически закончить фразу: Примеры фраз:
- Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
- Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
- Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
- Если два больше одного, то один... (меньше двух).
- Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
- Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
- Если правая рука справа, то левая... (слева).
«Полезно - вредно»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
«Что я загадал?»
Взрослый раскладывает перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера и предлагает показать тот круг, который загадал. Отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
- Это круг больше красного? (Да.)
- Он больше синего? (Да.)
- Больше желтого? (Нет.)
- Это зеленый круг? (Да.)
«Группируем по признакам»
Взрослый предлагает разложить карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.
«Из чего сделано»
Взрослый называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например, из дерева можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.
«Что бывает...»
Взрослый предлагает ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким)?
- Что бывает красным (белым, желтым)?
 
Истерика у ребенка. Что делать родителям
Детская истерика - явление, с которым, к сожалению, рано или поздно сталкиваются все родители. Когда ребенок впадает в истерику, родители теряются, не знают, что делать, как быстрее прекратить этот кошмар. А если истерика случается в общественном месте? Тогда бедные родители просто не знают, куда деваться от стыда, и готовы провалиться сквозь землю прямо на месте. Истерику, когда она уже началась, не остановить. Поэтому родителям следует, прежде всего, научиться избегать истерик. Но если эта неприятность все же случилась, то ребенка нужно успокоить. Вот только как это сделать? Попробуем разобраться.
Детская истерика – это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Детские истерики сопровождаются громким криком , плачем, ребенок выгибается назад. В состоянии истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, он может биться головою об стену или о пол и при этом практически не чувствовать боли.
Что вызывает детскую истерику? Толчком к началу детской истерики может послужить обычное родительское «нет». Это является для ребенка мощным эмоциональным раздражителем. Вообще сам приступ истерики длится недолго. Потом чаще всего ребенок продолжает кричать и плакать, чтобы добиться от родителей своего.
Припадкам и истерикам подвержены дети со слабой нервной системой, неврологическими нарушениями. Истерика может пройти бесследно, а может окончиться рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка. Если у вашего малыша наблюдаются такие симптомы при истерике – это повод обратиться в неврологу.
Одно из важнейших условий детской истерики – наличие зрителей. Чем больше людей обращает внимание на  происходящее, тем быстрее ребенок может добиться желаемого. От реакции родителей зависит, будет ли ребенок прибегать к этому методу в дальнейшем.
Наиболее часто истерики случаются у детей от года до пяти. После пяти лет дети истерики почти не закатывают, т.к. знают, что за истерикой последует  наказание.
Лучшее средство борьбы с детскими истериками – профилактика. Если вы собираетесь пойти на прогулку или за покупками, то ребенок должен быть выспавшимся, сытым, ему должно быть удобно, не холодно и не жарко. Любой дискомфорт может стать поводом к истерике. Кроме того, с помощью истерик дети часто стараются привлечь внимание родителей.
Толчком к началу истерики обычно служит каприз – «не хочу, не буду». Можно попытаться предотвратить истерику, используя «отвлекающие маневры». (Игры, наблюдения, «Смотри, птичка полетела» - старо, как мир, но на малышей действует почти безотказно).
Когда истерика уже началась, не пытайтесь успокоить ребенка – не поможет. Чем больше вы вокруг него суетитесь -  тем продолжительнее будет «концерт». Самое верное средство – не обращать внимания и не поддаваться на истерику.  Конечно, трудно спокойно стоять и смотреть, как твой малыш буквально разрывается, но это необходимо. Можно отойти на небольшое расстояние и демонстративно отвернуться. Не обращайте внимание на осуждающие взгляды посторонних. Если вы будете потакать капризам только, чтобы избежать скандала на глазах у посторонних, приготовьтесь – вам придется делать это постоянно. Не пытайтесь во время истерики взять ребенка на руки или поднять с пола. Пусть вдоволь покатается на полу и поразмахивает кулачками, но поймет, что ничего этим не добьется.
Не наказывайте ребенка за истерику, тем более при всех. Когда малыш успокоится. Вы можете спокойно обсудить с ним, что вызвало его расстройство. Объясните ребенку, что вы все равно его любите и вам не нравится не он сам, а его поведение. Ребенок должен научиться понимать. Что свои чувства и желания можно выражать цивилизованно.
Чтобы навсегда прекратить истерики, важно поддерживать политику нетерпимости к истерикам. Это значит не уступать требованиям маленького шантажиста ни дома, ни в магазине, ни в детском саду. Важно, чтобы все члены семьи вели себя точно так же, как и вы. 
Когда ребенок поймет, что его истерики ни на кого не действуют, он перестанет их использовать.
"10 способов предотвратить истерику у ребёнка"
1. Отсрочка времени. Напомните вашему малышу о важном событии, без которого просто необходимо отложить плач. ("Давай, ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет. А если ты будешь долго плакать, то мы не успеем погулять"). Важно, что вы не отнимаете права ребёнка на слёзы, просто просите немного подождать. Многие детки соглашаются на такую уступку.
2. Осознанный плач.Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы кошку не разбудить) или плакать низким голосом (чтобы у папы не болела голова). Если малыш послушается, то настоящего плача уже не получится. Скорее всего это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.
3. Отвлекающий маневр.Попробуйте отвлечь ребёнка. Например, так: "Ой, что это у тебя, ресничка на глазу, подожди, я сейчас вытащу, а то она мешает плакать". Или: "Ой, смотри, какая к тебе Злюка-Капризюка прилетела! Вон, на правом плечике сидит. Давай её прогоним. Может водой смоем или в мешок посадим? А может, ты её нарисуешь? Или слепишь из пластилина?" 
4. Артист без публики. Иногда истерика бывает направлена на аудиторию. Отведите ребенка в не слишком людное место на улице или оставьте одного в комнате. У К. Чуковского в книге "От двух до пяти" приводится такой диалог:
-Почему ты плачешь?
-Я не тебе плачу, а тете Вале.
Понятно, что без тети Вали плакать нет смысла.
5. Выброс эмоций Предложите ребёнку объект для выброса эмоций. Это может быть подушка, мячик, молоток или дощечка для выхода негативной энергии (продаются в специализированных отделах).
6. Смешной ритуал. Придумайте его сами. Например, как только ваш малыш задумает плакать - включайте фен, чтобы сушить его слёзки, или пылесос, чтобы почистить его от Капризки. (НО! Не применяйте вышепредложенный способ, если ребенок боится звуков бытовых приборов!)
7. Говорите о чувствах. Иногда достаточно озвучить ребенку то, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез.
8. Адекватная замена. Например, "Мы сейчас не можем купить этот самолетик, но зато когда придем домой, мы построим его из стульев, слепим его из пластилина и т. д." 
9. Витамины смеха учат детей постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких витаминов подойдет что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное. Важно, чтобы ребёнок знал - если лекарство не подействует, то больше его предлагать не будут.
10. Обнимашки. Крепко-крепко обнимите ребенка, поцелуйте, скажите, что любите. Любите даже такого - с заплаканной мордашкой, капризного, ноющего. Теплота взгляда и доброта сердца высушат детские слезы быстро и надежно!
От чистого сердца желаем Вам терпения, силы и успеха в гармоничном воспитании!
 
 
 
Половое воспитание детей
 
Одной из основных частей общей системы воспитания является половое воспитание. Оно имеет важное значение для жизни. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка.
В половом воспитании дошкольников в семье существенным является буквально все. Важен уход за ребенком. Значительную роль играет и климат семейной жизни, вся эмоциональная сфера, в которой растет ребенок. Царят ли в доме мир и согласие, или отношения между членами семьи недоброжелательные. Относятся ли к ребенку тепло, с заботой или, напротив, на него смотрят, как на обузу. Проявляют ли родители живой интерес к миру маленького человека, или они равнодушны к нему и отмахиваются от его вопросов и рассказов, как утомительных и назойливых. 
 
Мир открывается перед маленьким человеком каждый день, каждый час множество чудес, и дети хотят немедленно знать все, во всем разобраться. Своими неожиданными вопросами они часто ставят взрослых в тупик. Можно сказать, что и для родителей в эту пору начинается период педагогических « почему?» и « как?» И, пожалуй, ничто не приводит взрослых в такое замешательство, как вопросы вроде «Откуда берутся дети?». А вопрос этот возникает неизбежно, ибо ребенок видит приготовления в семье к появлению братика, или сестрички, и, наконец, встречает новорожденного дома; он слышит разговоры о том, что у знакомых, или соседей родился ребенок.
И так, что же сказать ребенку, когда он проявит интерес к проблеме появления детей на свет? Какие советы дают, поэтому поводу специалисты? Оказывается, советы самые разные. Одни рекомендуют отвлечь ребенка, когда он спросил вас, откуда берутся дети, оставить этот вопрос без ответа, переключив на что-нибудь другое его внимание. Другие, не менее авторитетные специалисты, такие, как, например, американский врач – педиатр Б. Спок, считают, что лучше сразу сказать правду, дав простой ответ типа: « Ребенок растет внутри матери в специальном месте из крошечного семени, которое было внутри матери всегда. А выходит ребенок наружу через специальное отверстие». 
 
  Дело в том, что напрасно родители ожидают от педагогов готовых рецептов воспитания, готовых ответов на все вопросы. Задача педагогики – решать общие проблемы, а уж родителям приходится поразмышлять над многими частными моментами. И пусть родители сами решают, как и надо ли рассказывать детям о том, откуда берутся детям, но лучше сразу сказать правду, ибо, как не переключай внимание ребенка, он все равно будет возвращаться к этому вопросу и рано или поздно получит на него ответ – хорошо, если не из дурного источника!
Вопрос ребенка должен быть встречен родителями совершенно спокойно. Нужно сделать так, чтобы вопрос принял в его сознании свой, естественный вид и не вызывал мыслей о чем-то запрещенном, постыдном.
 
 
Мать должна просто, в доступной форме рассказать малышу, что он находился у нее в животе, а потом подрос, и ему стало там тесно, вышел наружу.  И не надо обманывать малыша, заявляя, что его купили в магазине или нашли в капусте.
Дети должны жить по твердо установленному режиму дня. Аккуратно соблюдаемый распорядок дня – сна и бодрствования, игр и приема пищи имеет большое значение для правильного развития вообще и для полового воспитания в частности. Ребенок, привыкший засыпать в одно и тоже время, будет ложиться в постель для того, чтобы тут же уснуть, а не предаваться всякого рода фантазиям и грезам. Еще важно, чтобы он не залеживался утром в постели. Полезно прививать ребенку привычку спать, положив руки поверх одеяла, лежа на спине или на правом боку.
  
Необходимо избегать каких бы то ни было раздражающих и возбуждающих воздействий на половые органы. Прежде всего ребенка нужно ежедневно купать. Одежда должна быть мягкой и всегда чистой, не стесняющей движений и не вызывающей потертостей на коже. Искупав или подмыв ребенка (при подмывании струю воды нужно направлять спереди назад), вытирать его следует прикладыванием к коже мягкой тряпицы или полотенца.
Соблюдая эти не сложные правила, вы избегаете раннего, преждевременного появления у детей половой возбудимости, которая может привести к тому, что ребенок будет стремиться повторить, воспроизвести понравившееся ему ощущение и пристраститься к искусственному возбуждению половых органов.
Бурные ласки, поцелуи, шутливые пошлепывания, щекотание – все это совершенно не нужно ребенку, а скорее даже вредно.
Очень важный фактор в половом воспитании – личный пример родителей, пример их отношения друг к другу и ко всем членам семьи – ровные, спокойные, не унижающие взаимоотношения.
 

 

Использование мандалы  как средства для релаксации, расслабления и развития ребенка

 

1. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

2. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

3. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.
4. В идеале, мандала должна разукрашиваться от СЕРЕДИНЫ К КРАЮ.
Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.
Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.
5. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:
• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);
• достаточное время для работы;
• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;
• разнообразие изобразительных материалов;
• использование релаксационной и медитативной музыки;
• хорошее освещение.
6. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления.

Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

7. В конце работы по желанию ребенка можно:
• придумать ей название,
• подобрать для нее фон,
• вырезать мандалу и повесить ее на стену.
8. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Также  построение и раскрашивание мандал:
• Развивает творческое начало у ребенка;
• При закрашивании мандал или при их строительстве развивается мелкая моторика;
• Тренируется усидчивость и аккуратность; 
• Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления;

 Дети знакомятся с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) – не в теории, а на практике, познают искусство орнамента.

 

 

 

Гиперактивный ребёнок
 
В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка. Очень часто подобный "ярлык" вешается без разбора на любого, просто активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим "диагнозом" – гиперактивность.
Большинство специалистов-психологов выделяют следующие признаки гиперактивности:
1. Ребенок находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
2. Для такого малыша характерны резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая "сухая" истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно.
3. Ребенок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.
4. Часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и слышит его.
5. Ребенку сложно доводить до конца начатое им дело, даже если оно ему интересно.
6. Ребенка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком просыпаясь посреди сна.
7. У гиперактивных детей часто имеются кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
8. Основная жалоба родителей таких детей – это то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
9. Гиперактивный ребенок часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
10. Для гиперактивного ребенка характерны следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная) и импульсивность.
Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей.
Одни пытаются жесткими мерами бороться с "непослушанием" ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.
Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).
Однако во всех вышеперечисленных случаях родители неспособны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому их действия мало эффективны.
Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:
1. Недостаток эмоционального внимания, подменяемого физиологическим уходом.
2. Недостаток твердости и контроля воспитания.
3. Неумение воспитать навыки управления гневом, так как чаще всего сами не обладают этим навыком.
Что же делать?
1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким ребенком учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона.
2. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединиться к настроению взрослого.
3. Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для эффективных действий.
4. Соблюдение дома четкого распорядка дня – еще одно из важнейших условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
5. И прием пищи, и прогулки, и выполнения домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже привычное для ребенка время.
6. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).
7. По-возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере, и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению.
8. Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ребенком наедине, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
9. Родителям гиперактивных детей необходимо, в первую очередь, сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить напряжение и дать ребенку возможность реализовать его потребности.
Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен хороший эмоциональный контакт.
Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень полезен массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать двигательную активность.
Хорошо зарекомендовал себя при коррекции гиперактивности метод песочной терапии (sandplay).
Ну и самое главное - гиперактивным детям особенно необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.
Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков. Любят, просто потому, что Он есть в их жизни.
Почаще говорите об этом своим детям!

 

«У ребенка зависимость от гаджета: пошаговый алгоритм, который поможет»

 

Будущие первоклассники «сидят в телефоне» вместо подготовки к школе, а трехлетки плачут, когда родители отнимают у них планшет с игрой.

Чтобы снизить выраженность факторов, которые ведут к формированию гаджет-зависимости ребенка, необходимо проанализировать атмосферу в семье и определите, в чем зависимость ребенка от гаджета . Задача семьи и детского сада не в том, чтобы оградить детей от гаджетов вообще, иначе мы бы пытались искусственно отсечь часть культуры. Цель – помочь дошкольникам состояться в реальном мире, несмотря на привлекательность мира виртуального.

Шаг 1

Проанализируйте нерешенные эмоциональные проблемы ребенка.

Гаджеты становятся опасными, только когда они превращаются в «похитителей реальности». Если виртуальная игра вытеснила живую игру, а виртуальный мир стал главным источником эмоций, проблема есть.

 Для ребенка основные причины зависимости – это негативные эмоции, которые он переживает дома: «страшно», «скучно», «непредсказуемо», «обидно», чувство одиночества, ненужности, брошенности.

Сначала  обратите внимание на то, как ребенку живется в эмоциональном смысле: счастлив ли он, часто ли радуется, смеется.

Проанализируйте, в каком тоне вы взаимодействуют с ребенком.  Попробуйте в течение нескольких дней использовать заинтересованный одобрительный тон и посмотреть, что изменится в поведении ребенка. Важно задавать вопросы и слушать ответы дошкольника, не угрожать, не ругать. Когда ребенок делает что-то не так, родители необходимо твердым спокойным тоном повторяют правило: «во время еды не играют», «кошек не бьют», «игрушки убираем в коробку».  Чаще хвалите ребенка, поощряйте, выражайте интерес.  Выделяйте  хотя бы пять минут в день на то, чтобы пообщаться с ребенком: говорить только с ним о том, что интересно ему.

Шаг 2

Определите, в чем зависимость удобна взрослым

Когда у родителей мало времени и много задач, нужно вводить для дошкольника новые правила и новые занятия. Это поможет избежать ситуации, когда удобство взрослых становится причиной зависимости ребенка. Вполне нормально, если какое-то время ребенок будет с гаджетом, а они заняты своими делами – если это не повторяется каждый раз, когда они чем-то заняты.  Определите временной интервал, на который вы разрешаете ребенку гаджет. Действуйте  последовательно: «Скажите ребенку, что на то время, пока вы будете делать то-то и то-то, он может позаниматься с гаджетом. Скажите, в какое время он должен отложить гаджет, и спокойно напомните об этом, когда время придет. На остальные временные промежутки говорите ребенку, что он должен заняться чем-то другим». Можно предложить конструктор, забытые игрушки, материалы для творчества, вдохновляющие предметы: для дошкольников это коробка, сумка, скотч, ножницы, веревочка, вата, сыпучие продукты, таз с водой и мелкие предметы для купания в тазу. Покажите ребенку начало игры, например, кукольного салона красоты, лечения зверей.

Шаг 3 Увеличьте количество впечатлений в жизни ребенка

Часто  гаджет – ответ на скуку, поэтому надо учить ребенка рассматривать, а потом читать книги, листать журналы, рисовать. Сводите ребенка на разные площадки, чаще выходят на природу, если есть возможность – свозите в музеи, на выставки. Варианты досуга: показать, как собрать природные материалы, разрешить набрать целый пакет, принести их домой и возиться с ним; дать на прогулку мячик и позволить много носиться с ним; попросить знакомых с доброй собакой иногда позволять ребенку играть с ней. Важно учить ребенка бытовым делам: разогреть пищу, уложить волосы, убраться на полке. Просите его помощи в делах, вовлекайте в уход за бытом.  Просите  ребенка нарисовать или слепить для вас, показывать сценки и будьте благодарным и восхищенным зрителем.

Шаг 4

Сформулируйте ясные правила насчет гаджетов

Важно  разобраться в себе и своих требованиях: можно или нельзя играть с гаджетами, это плохо или хорошо, правило действует для всех или только для ребенка. Если взрослый то разрешает гаджет, то нет, поощряет и наказывает гаджетом – у ребенка будет зависимость. Продумать, озвучить и обсудить правила в семье. Определите: что должно быть сделано до гаджета, каковы реальные задачи и нагрузка; когда играть нельзя, например, за едой, вместо занятий; сколько можно играть. Понадобится озвучить правила ребенку и начинать следовать им, а если ребенок возражает – признать его чувства, дать возразить, не ругать, посочувствовать, но правило не менять. Важно самим не пользоваться гаджетом без необходимости, откладывать его подальше от себя, уменьшить число аккаунтов в социальных сетях и чатах, больше двигаться и разговаривать.

Шаг 5

Учитесь создавать положительные эмоции

Помните, чтобы избавиться от зависимости, ребенку нужна не сила воли, а благополучное эмоциональное состояние. «Любите и берегите своего ребенка. Играйте и говорите с ним. Часто обнимайте, гладьте, целуйте ребенка. Ухаживайте за ним, его одеждой, внешностью, помогайте ему поддерживать уют и порядок в комнате. Ежедневно проводите время именно с ним. Сдерживайте негативные эмоции, не нападайте на ребенка, не сливайте в него дурное настроение. Следите за правильным режимом своей и детской жизни. Находите другие занятия, помимо гаджетов, не обездвиживайте его с помощью них – дайте возможность бегать, шуметь, творить. Всегда предлагайте приятные альтернативы гаджетам».

 

 
 
 
«Крик – твоё спасение!»
Правила детской безопасности
 
Воспитание ребёнка – длительный процесс, который далеко не всегда проходит гладко. В первые годы жизни мы формируем его личность и даём базовые установки для жизни. Именно поэтому так важно применять правильные методы воспитания и отказываться от вредных – крика, истерик, запугиваний и физических наказаний.
   Чтобы не создавать путаницу в голове малыша, достаточно иметь чёткий список запретов и всегда аргументировать их. Запрет выходить за пределы двора для малыша до 6 лет вполне обоснован, только объясните ему, что нарушение несёт ряд опасностей для его жизни.
Родители должны научить ребёнка:
1. Отпрашиваться, ставить в известность родителей, с кем и куда идёшь. Сейчас у каждого есть смартфон, поэтому очень легко созвониться и обсудить запланированный поход в магазин, к подруге или другу, на прогулку.
Но тогда не ругайте ребёнка, что он собирается не туда, не с теми и не в то время. Услышав нравоучения, в следующий раз он не станет вас предупреждать и может подвергнуться реальной опасности.
2. Где безопасное место. Куда бежать при необходимости.
Если он вышел из школы – возвращаться обратно в школу, если из дома – домой. Если он один в городе – в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.
3. Соблюдать дистанцию.
Ребёнок должен соблюдать физическую дистанцию. Важно объяснить, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это пространство должно насторожить. Беседовать с посторонними важно на таком расстоянии, на котором ребёнку комфортно.
4. Оценивать ситуацию.
Для ребёнка должно стать очевидным, что взрослый никогда не будет просить помощи у ребёнка, а родители ни в коем случае не пришлют за ним незнакомого человека.
5. Отвечать за свою безопасность. 
Дети привыкают, что за их безопасность всегда кто-то отвечает – родители, учителя в школе, тренер на секции. Это так! В первую очередь ответственность за безопасность в руках самого ребёнка.
Необходимо объяснить, что есть то, что принадлежит только ему: зубная щётка, расчёска, одежда, его комната и ситуации, в которых принимать решение будет только он. Ребёнку необходимо знать. Что он имеет право сказать «нет» просто потому, что ему что-то кажется опасным и неприятным, не объясняя чужому человеку причину отказа.
В такой ситуации можно кусаться, брыкаться, убегать, если незнакомец настойчив. Порепетируйте с ним такие ситуации.
6. Кричать.
Научите ребёнка не стесняться привлекать к себе внимание в экстренных случаях. В ситуации опасности пусть кричит. И дайте инструкцию, что именно кричать: «Помогите! Меня украли! Я не хочу идти с этим человеком!».
Мало кто из детей умеет кричать, когда это нужно. Ребёнка обязательно надо этому учить. Но почему-то у нас это не принято. В общественных местах, дома, в гостях, на детской площадке, в школе ребёнку постоянно повторяют: «не кричи», «не шуми», «тише!». Ещё хуже, если с этими словами родители пытаются его пристыдить. И что в итоге? Ребёнок стесняется просить о помощи, когда это так необходимо. Он боится, что его снова будут ругать.
Конечно, воспитание ребёнка не отменяет правильного поведения взрослых. Если вы видите, что рядом с вами на детской площадке, на остановке или в любом другом месте пытаются против желания ребёнка совершить какие-то активные действия, поинтересуйтесь – знает ли ребёнок этого человека, где его родители, с кем он пришёл, нужна ли ваша помощь. Помните: «Чужих детей не бывает!». 
 
 
Буль – буль, карасики
 
К первому купанию малыша родители подходят с трепетом, ведь новорождённый такой хрупкий и беззащитный. Как правильно организовать процесс?
Правильный старт
Первое купание педиатры советуют проводить с момента подсыхания пупочной ранки, иначе можно занести инфекцию. Частота водных процедур зависит от температурных условий дома. Когда в квартире прохладно, купать новорождённого достаточно раз в два дня; если в комнате тепло, процесс можно повторять ежедневно. Ведь вода не только очищает кожу и позволяет ей свободно дышать, но и закаливает, снимает мышечное напряжение, поэтому купание оказывает положительное влияние на нервную систему.
Необходимые аксессуары
В течение первых шести - восьми месяцев ребёнка следует купать в детской ванночке, при этом воду можно использовать обычную, из-под крана. Если она жёсткая, то поначалу допустимо кипячение. Заметили на коже крохи высыпание или шелушение – два-три раза в неделю добавляйте отвары череды или ромашки. Оптимальная температура воды - 37 градусов. На первых порах можно использовать специальный термометр, ведь даже незначительные отклонения в большую или меньшую сторону способны перегреть ил заморозить ребёнка, напугать его и тем самым отбить дальнейшее желание купаться. Чтобы грудничок не простудился, в помещении нужно поддерживать температуру 24-26 градусов. Раз в неделю требуется купать ребёнка с пеной и детским шампунем, даже если у малыша нет волосиков. Мыло тоже не запрещено использовать, но лучше отдать предпочтение более мягким средствам. Кожа младенца нежная и ранимая, поэтому тереть её мочалкой нельзя. 
Индивидуальное расписание
Продолжительность первых купаний должна составлять не более 5-10 минут. После их завершения малыша надо обернут мягким махровым полотенцем, промокнуть тканью всё тело, особенно складочки. Если у малыша кожа сухая, важно обработать её молочком, специальным маслом или детским кремом.
С рождения все дети разные. На одних вода действует расслабляюще, а других, наоборот, возбуждает, поэтому первых лучше купать вечером, а вторых-утром или днём. Присмотритесь к реакции малыша после водных процедур и подберите комфортное время.
Иногда родителям кажется, что малыш не любит купаться, так как в знак протеста плачет. Вероятнее всего, так он подсказывает, что ему не нравится температура воды или его недостаточно погрузили в ванночку. Необходимо понаблюдать за ребёнком и подстроится под его предпочтения. Но если малыш плохо себя чувствует, купания недопустимы, особенно когда повышена температура. Лучше не беспокоить кроху и сохранить его энергию для борьбы с заболеванием.
Важно -
Помните, что в воде нельзя оставлять ребёнка без внимания ни на секунду. Следите за его безопасностью. Всегда проверяйте, насколько надёжно зафиксирована ванночка. Во время купания поддерживайте шею и головку малыша, чтобы вода не затекла в уши, не попала в нос или рот.
 
 
 
Что должен уметь ребёнок в 3 года
 
Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.
Речевые навыки
Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:
правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
легко узнает и называет знакомые ему предметы;
составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.
Мышление
Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:
1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.
Развитие моторики
Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:
легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
надевать бусины на нитку;
лепить шарики из пластилина;
резать бумагу ножницами;
собирать мозаику.
Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.
Бытовые навыки
Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:
сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.
Двигательные навыки
Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:
уверенно и быстро бегает;
играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
сам забирается на горку и скатывается с нее;
держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
ходит задом наперед;
ездит на трехколесном велосипеде;
держит равновесие и прыгает на одной ноге;
кувыркается вперед и назад.
Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством инструктора.
 
 
 

 
 
 
Страница создана: 31 октября 2019 в 10:41. Последнее редактрование: 5 марта в 14:55
На сайте тополёк.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы