Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, д. 97
Телефон: +7 (34355) 7-78-12

 

Главная / Для Вас, родители! / Психолог - на связи / Курмачева Нинэль Михайловна

Курмачева Нинэль Михайловна

Коммуникативные игры с детьми

с расстройствами аутистического спектра

 

Для детей с РАС, игры становятся дорогой к внешнему окружению — с его сложными правилами и огромным количеством явлений и событий.

Игры помогают укрепить связи между малышом и родителями и способствуют развитию социальных навыков.  Специалистам помогают  найти подход и установить необходимые контакты с ребенком, чтобы в дальнейшем приступить к коррекционной работе.

Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.

Коммуникативные игры для детей любой группы РДА

Игра «Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…» 

Игра «Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:

Мы на лодочке плывем, 

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

Покачнулись ты и я…

Игра «Привет! Пока!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

- Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

- Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!

При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.

- Пока! Пока!

Затем предлагает ребенку попрощаться.

- Помаши ручкой на прощание. Пока!

Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Игра «Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта; развитие движений.

- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе.

Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

- Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

Игра «На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

Игра «Мой кубик, твой кубик…»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т.д.

Игра «Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались

Игра «Догонялки»Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.

Игра «Закружились, завертелись»

 

Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.

Взрослый берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза.

Поощряем имитацию!

Имитация – это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков. У детей с РАС умение имитировать и повторять за другим человеком часто страдает. Попробуйте такие игры:

  • Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела и просите ребенка повторить за вами;
  • Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете;
  • Копируйте поведение своего ребенка с РАС. Делайте это до тех пор, пока он не заметит вашего обезьянничания;

Поощряйте успехи ребенка наградами!

Установление контакта с ребенком с аутизмом может быть очень тяжелой задачей. Новые игры могут ему поначалу не нравиться. Нужно раз за разом повторять попытки вовлечь его в занятие, продвигаясь вперед небольшими шагами.

 

Наберитесь терпения и сил: итог работы того стоит!

 По материалам сайтов:

  1. http://autismschool.by/materialy/razvivayushhie-igry/2018/razvivayushhie-igry-dlya-detej-s-ras.html

http://wiki.iro23.info/images/5/5a/Ped_DOO2016_Viselkovskiy_DOU17_Vasilenko_metodmater2.pdf

 

Куклы в жизни ребёнка

 

    Какую же роль в жизни ребёнка играет кукла? Так ли просты эти игрушки, только ли они для развлечения и игры? Конечно, нет.    

 Куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности. Их влияние сложно заменить какими-нибудь кубиками или машинками, даже мягкими зверюшками. Поэтому у ребёнка в детстве в играх обязательно должна присутствовать кукла. Очень ошибаются те, кто лишает этой возможности мальчика, подсовывая ему машинки и конструкторы, ведь куклы никак не влияют на половую ориентацию, и позже малыш сам возьмётся за стандартные для него виды игрушек. К тому же под куклой не обязательно должна пониматься Барби, или схожая с ней кукла, ведь существует много разновидностей кукол. За неё может выступать даже большой по размерам солдат или робот. Очень хороши тряпичные куклы, особенно с минимальными проявлениями эмоций на лице.

Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности.  Кукла – образ человека в игре ребёнка.  Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла.  При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.

 Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.

       Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

     В игре с куклой зарождается ролевая игра.  Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.

     Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.

    Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица.  Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.

Психологические влияние куклы в различных возрастах.

     Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла, каждая со своим набором характеристик.   Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы   

      Итак, с куклой можно знакомить ребёнка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в её лицо, узнает в нем человеческий образ. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много "элементов" для игры.

Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.

     Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша.

Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица.  Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека - залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

     К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни.  Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.

      Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру.

По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.

    К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.

     В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами.

Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

 

 
 
Тревожность детей дошкольного возраста
 
     Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности. Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребёнку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое ещё не известно ребёнку. Но если ребёнок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребёнок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.
Признаки повышенной тревожности у детей
Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое...
Советы родителям тревожных детей:
Всегда поддерживайте словом и делом своего ребёнка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял (ребёнок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений);
- В постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребёнка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);
- Если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребёнком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации - источник тревоги;
- Обсуждайте с ребёнком предстоящий день: планы, дела, поездки...;
- Давайте ребёнку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребёнку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу;
- Формируйте у ребёнка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);
- Побольше гуляйте с вашим малышом, играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным материалом...);
- Не заставляйте делать то, что вызывает у ребёнка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение;
- И просто любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети это самое огромное счастье, которое у нас есть...
 
Страница создана: 13 ноября 2024 в 12:08. Последнее редактрование: 4 марта в 10:56
На сайте тополёк.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы