Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, д. 97
Телефон: +7 (34355) 7-78-12

 

Главная / Для Вас, родители! / Дефектология - это важно! / Учитель-дефектолог Крамаренко Ольга Михайловна

Учитель-дефектолог Крамаренко Ольга Михайловна

Игры для развития памяти у дошкольников

 

Хорошая память – одна из составляющих успешного обучения.

Память – это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

 В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее. Осознание этой цели происходит в игре. У детей преобладает образная память (запоминание образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений), но так же наряду с этим у старших дошкольников память все больше объединяется с речью и мышлением, то есть развивается словесно-логическая (словесно-смысловая или вербальная) память.

Развить память у детей родителям помогут  следующие игры.

Игра «Запомни картинку». Для развития зрительной памяти предложите ребенку рассмотреть и запомнить сюжетную картинку, например, из детской книжки. Если ребенок представит себя участником картины, то ему будет легче запомнить все, что на ней изображено. Затем закройте книгу и задайте вопросы: «Кто был нарисован на картинке? Сколько было деревьев? Где сидела птичка? Был ли на картинке мячик? Что было нарисовано слева внизу? Какого цвета была у мальчика куртка?» и т.д.

Игра «Что, где?» также способствует развитию зрительной памяти и закрепляет умение ориентироваться на плоскости. Для игры нужно разложить картинки  на листе бумаги в произвольном порядке (можно использовать картинки из детского лото) и попросить ребенка запомнить расположение картинок. Закрыть картинки и задать вопросы: «Что было в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? В центре?» и т.д.

Игра «Сложи фигуру» развивает зрительную память. Взрослый выкладывает из счетных палочек какую-нибудь простую фигуру, а ребенок должен сложить ее по памяти.

Игра «Какое слово я не назвал(а)?» развивает слуховую память. Взрослый называет первый раз 4 любых слова, например: кошка, собака, свинья, корова. Затем второй раз  называет только 3 слова, например: кошка, собака, корова. Ребенок должен определить какое слово вы забыли назвать.

Игра «Я положил(а) в мешок…» способствует увеличению объема слуховой памяти. В игре может участвовать несколько человек. Первый игрок говорит: «Я положил в мешок яблоко». Второй игрок повторяет за  первым и добавляет свое слово: «Я положил в мешок яблоко и грушу». Следующий игрок повторяет за первыми двумя и добавляет новое слово: «Я положил в мешок яблоко, грушу и банан» и т.д.

Игра «Запомни слова парами» развивает смысловую память.

Придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу и назовите их ребенку, например: машина – колесо, снег – зима, скамейка – парк, яблоко – сок, утро – зарядка, книга – буква, гриб – лес, ваза - цветок, дождь - радуга, белка – дупло. Затем называете только первое слово каждой пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.

Надеюсь, что данные игры будут интересными и полезными для вашего ребенка. Желаю успеха!

 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2023/12/22/konsultatsiya-uchitelya-defektologa-dlya-roditeley

 

НУЖНЫЕ ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
 
    В период от рождения и до 3 лет весь мир для ребенка – игра,  а игра – его  собственный мир. 
Какие игрушки должны быть в мире крохи, чтобы «сообщить» через них самые важные сведения и развить необходимые для полноценной жизни навыки? Обратимся к списку, который рекомендуют психологи.
1. Книги
Самые полезные, а часто и самые любимые игрушки. Книга помогает ребенку научиться фантазиpoвать и визуализировать мысли, развивает абстрактное мышление. Кроме того, когда вы читаете малышу, у него развивается правильная связная речь и пополняется словарный запас.
2. Кукла или мишка
«Одушевленные» игрушки просто необходимы ребенку, в первую очередь, чтобы научится общаться, легче адаптироваться в обществе. Кукол и зверушек надо высаживать на горшок, кормить, укладывать спать – словом, отрабатывать бытовые навыки.
3. Развивающие игрушки
Коврики, вкладыши и пирамидки – игрушки для общего развития, развития моторики, восприятия цвета, их существует множество. Покупайте развивающие игрушки лучше немного заранее и периодически предлагайте их ребенку – наступит время, когда он заинтересуется.
4. Конструктор
Игрушки-конструкторы тоже относятся к развивающим, но стоят отдельным номером. Всё потому, что они наиболее универсальные: игра с конструктором развивает трехмерное мышление, фантазию, моторику, чувство симметрии, математические навыки и эстетическое восприятие мира.
5. Набор для ролевых игр
Такие игрушки помогают детям понять, какие роли есть у взрослых и помогут ему адаптироваться в обществе. Поэтому непременно купите то, что позволит ребенку чувствовать себя большим: посуда, утюг, игрушечный телефон, набор инструментов, инструменты для врача. Помните, что в первую очередь малыш берет пример с родителей.
6. Мелочи
Маленькие игрушки необходимы для развития мелкой моторики. Бусинки, гайки, шурупы, пуговицы, игрушки из «киндера»  – полезные, но могут быть опасными для маленького ребенка. С ними нужно играть вместе со взрослыми, которые будут следить за безопасностью.
7. Краски, карандаши, глина или пластилин
Малыш должен рисовать, лепить и раскрашивать – это прекрасная психологическая разрядка и отличное развивающее занятие: полезно для фантазии, умения мыслить абстрактно и моторики.
8. Игрушки для улицы
Совочки, формы, лопатка с ведерком, сито для песка, грузовики, санки, мяч, мел – всё, что делает прогулки долгими и интересными. И здесь уже польза и для здоровья, и для развития очевидна.
Важно помнить, что даже весь ассортимент детского магазина не заменит ребенку общения с родителями, с малышом нужно играть. Своими действиями и примером мамы и папы активируют фантазию крохи для самостоятельных игр. Возможно, научить ребенка играть – одна из важнейших задач родителя, ведь именно игры развивают интеллект и чувственность маленького человечка.

 

 

Пальчиковые игры для малышей до года
 

Пальчиковые игры - это забавные упражнения, часто сопровождаемые весёлыми стишками, которые помогают развивать пальцы и кисти рук.

В младенческий период важно развитие тактильной чувствительности грудничка. Это самый первый этап на пути овладения речью и развития мелкой моторикой.

С первых недель жизни приучайте кроху к спокойному и позитивному общению, для этого хорошо использовать потешки и приговорки в сочетании с массажем ладошек, гимнастикой и пальчиковыми играми. Всё это активизирует речевые центры в коре головного мозга малыша.

Используя такие игры и делая массаж, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, развивается воображение, фантазия и память.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребенка нужно учить:

1) катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

2) рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

3) перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (пуговки, мелкие игрушки и т.д.) одной рукой или двумя одновременно.

 

Пальчиковые игры для малышей до года

 

1. «Клубочки»

Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы "мотает клубочки". Постепенно эту игру усложняем и выводим "кончик ниточки" на каждый пальчик по очереди, приговаривая:

Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.

Ниточка - бабушке, ниточка - дедушке,

Ниточка - маме, ниточка - папе.

И ниточка - деточке.

 

2. «Подушечки»

Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:

Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.

Эта подушечка - для бабушки.

Эта - для дедушки. Эта - для мамы, эта - для папы.

А для детки - самая мягкая, самая маленькая".

 

3. «Кормим птичку»

Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными "клювиком", тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка.   (Водим «клювиком» по ладошке)

Вот тебе крошки на маленькой ладошке. (Слегка пощипываем «клювом»)

 

4. «Муха»

В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:

Вот летела муха.

На варенье села.   («Муха» садится на ладошку крохи)

Вымазала брюхо.   (Погладить ладошку круговыми движениями)

Дальше полетела. (Улетает)

 

5. Первые «Ладушки».

Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:

Хлопают ладошки у нашей крошки:

Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.

Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки".

 

6. «Ладошки – хлопошки»

Взрослый помогает малышу проделывать все движения.

Ладушки - ладошки, звонкие хлопошки.

Хлопали в ладошки, хлопали немножко.

Кулачки сложили, кулачками били.

 

7. «Ладушки - у бабушки».

А эти ладушки, думаю, известны почти всем.

Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:

«Ладушки, ладушки.

Где были?  (Руки разводят в стороны)

У бабушки!  (Хлопок)

Что ели?  (Руки в стороны)

Что пили?  (Руки в стороны)

Простоквашу!  (Хлопок)

Попили, поели - шу! Полетели (Взмахи руками)

На головку сели».  (Ручки приблизить к головке)

8. «Сорока – белобока»

Эта игра тоже известна большинству, но я всё - таки напомню.

Взрослый берёт ручку ребёнка в свою руку и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:

«Сорока - белобока, кашку варила,

Этому дала,  (Загибает пальчики)

Этому дала, Этому дала, Этому дала,

А этому не дала  (Показывает на большой палец)

(Поглаживая его, говорят):

Он дров не рубил,

Воду не носил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Ничего не получил!»

 

Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр

 

1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.

2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, они должны быть также чистыми.

3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.

4. Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы.

5. Поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз.

6. Разминать и растирать каждый палец вдоль, а затем – поперек.

7. Растирать пальчики спиралевидными движениями.

8. Занятие должно продолжаться от 2 – 5 минут, это зависит от возраста крохи.

9. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.

10. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.

 

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

 

 
Сегодня 1 просмотр этой страницы
Страница создана: 13 ноября 2024 в 12:24. Последнее редактрование: 14 января в 11:05
На сайте тополёк.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы