Учитель-дефектолог Крамаренко Ольга Михайловна
Игры для развития памяти у дошкольников
Хорошая память – одна из составляющих успешного обучения.
Память – это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.
В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее. Осознание этой цели происходит в игре. У детей преобладает образная память (запоминание образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений), но так же наряду с этим у старших дошкольников память все больше объединяется с речью и мышлением, то есть развивается словесно-логическая (словесно-смысловая или вербальная) память.
Развить память у детей родителям помогут следующие игры.
Игра «Запомни картинку». Для развития зрительной памяти предложите ребенку рассмотреть и запомнить сюжетную картинку, например, из детской книжки. Если ребенок представит себя участником картины, то ему будет легче запомнить все, что на ней изображено. Затем закройте книгу и задайте вопросы: «Кто был нарисован на картинке? Сколько было деревьев? Где сидела птичка? Был ли на картинке мячик? Что было нарисовано слева внизу? Какого цвета была у мальчика куртка?» и т.д.
Игра «Что, где?» также способствует развитию зрительной памяти и закрепляет умение ориентироваться на плоскости. Для игры нужно разложить картинки на листе бумаги в произвольном порядке (можно использовать картинки из детского лото) и попросить ребенка запомнить расположение картинок. Закрыть картинки и задать вопросы: «Что было в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? В центре?» и т.д.
Игра «Сложи фигуру» развивает зрительную память. Взрослый выкладывает из счетных палочек какую-нибудь простую фигуру, а ребенок должен сложить ее по памяти.
Игра «Какое слово я не назвал(а)?» развивает слуховую память. Взрослый называет первый раз 4 любых слова, например: кошка, собака, свинья, корова. Затем второй раз называет только 3 слова, например: кошка, собака, корова. Ребенок должен определить какое слово вы забыли назвать.
Игра «Я положил(а) в мешок…» способствует увеличению объема слуховой памяти. В игре может участвовать несколько человек. Первый игрок говорит: «Я положил в мешок яблоко». Второй игрок повторяет за первым и добавляет свое слово: «Я положил в мешок яблоко и грушу». Следующий игрок повторяет за первыми двумя и добавляет новое слово: «Я положил в мешок яблоко, грушу и банан» и т.д.
Игра «Запомни слова парами» развивает смысловую память.
Придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу и назовите их ребенку, например: машина – колесо, снег – зима, скамейка – парк, яблоко – сок, утро – зарядка, книга – буква, гриб – лес, ваза - цветок, дождь - радуга, белка – дупло. Затем называете только первое слово каждой пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
Надеюсь, что данные игры будут интересными и полезными для вашего ребенка. Желаю успеха!
Пальчиковые игры для малышей до года
Пальчиковые игры - это забавные упражнения, часто сопровождаемые весёлыми стишками, которые помогают развивать пальцы и кисти рук.
В младенческий период важно развитие тактильной чувствительности грудничка. Это самый первый этап на пути овладения речью и развития мелкой моторикой.
С первых недель жизни приучайте кроху к спокойному и позитивному общению, для этого хорошо использовать потешки и приговорки в сочетании с массажем ладошек, гимнастикой и пальчиковыми играми. Всё это активизирует речевые центры в коре головного мозга малыша.
Используя такие игры и делая массаж, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, развивается воображение, фантазия и память.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребенка нужно учить:
1) катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
2) рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
3) перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (пуговки, мелкие игрушки и т.д.) одной рукой или двумя одновременно.
Пальчиковые игры для малышей до года
1. «Клубочки»
Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы "мотает клубочки". Постепенно эту игру усложняем и выводим "кончик ниточки" на каждый пальчик по очереди, приговаривая:
Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.
Ниточка - бабушке, ниточка - дедушке,
Ниточка - маме, ниточка - папе.
И ниточка - деточке.
2. «Подушечки»
Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:
Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.
Эта подушечка - для бабушки.
Эта - для дедушки. Эта - для мамы, эта - для папы.
А для детки - самая мягкая, самая маленькая".
3. «Кормим птичку»
Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными "клювиком", тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка. (Водим «клювиком» по ладошке)
Вот тебе крошки на маленькой ладошке. (Слегка пощипываем «клювом»)
4. «Муха»
В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:
Вот летела муха.
На варенье села. («Муха» садится на ладошку крохи)
Вымазала брюхо. (Погладить ладошку круговыми движениями)
Дальше полетела. (Улетает)
5. Первые «Ладушки».
Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:
Хлопают ладошки у нашей крошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.
Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки".
6. «Ладошки – хлопошки»
Взрослый помогает малышу проделывать все движения.
Ладушки - ладошки, звонкие хлопошки.
Хлопали в ладошки, хлопали немножко.
Кулачки сложили, кулачками били.
7. «Ладушки - у бабушки».
А эти ладушки, думаю, известны почти всем.
Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:
«Ладушки, ладушки.
Где были? (Руки разводят в стороны)
У бабушки! (Хлопок)
Что ели? (Руки в стороны)
Что пили? (Руки в стороны)
Простоквашу! (Хлопок)
Попили, поели - шу! Полетели (Взмахи руками)
На головку сели». (Ручки приблизить к головке)
8. «Сорока – белобока»
Эта игра тоже известна большинству, но я всё - таки напомню.
Взрослый берёт ручку ребёнка в свою руку и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:
«Сорока - белобока, кашку варила,
Этому дала, (Загибает пальчики)
Этому дала, Этому дала, Этому дала,
А этому не дала (Показывает на большой палец)
(Поглаживая его, говорят):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!»
Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр
1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.
2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, они должны быть также чистыми.
3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.
4. Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы.
5. Поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз.
6. Разминать и растирать каждый палец вдоль, а затем – поперек.
7. Растирать пальчики спиралевидными движениями.
8. Занятие должно продолжаться от 2 – 5 минут, это зависит от возраста крохи.
9. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.
10. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.