Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, д. 97
Телефон: +7 (34355) 7-78-12

 

Главная / Для Вас, родители! / Дефектология - это важно! / Педагог-дефектолог Бессонова Евгения Сергеевна

Педагог-дефектолог Бессонова Евгения Сергеевна

 Я, Бессонова Евгения Сергеевна, рада приветствовать вас на моей страничке! 

 

Образование

Название образовательной организации высшего образования и/или профессиональной образовательной организации (по диплому) и год окончания

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбург, 2015 год

Специальность, квалификация по диплому

Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименование образовательных программ, модулей, стажировок, места и сроки их получения)

Профессиональная переподготовка в отделение дополнительного профессионального образования Общества с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций» по программа: «Педагогическое образование: учитель-логопед» г. Санкт-Петербург, с 02 ноября 2020 года по 29 января 2021 года, 360 часов.

 

 

Учим ребёнка «право» и «лево»

Ваш ребенок не знает или путает, где у него правая и левая рука?

Вам сложно объяснить ребенку, как их различать?

Он не понимает ваших просьб повернуться «налево» или «направо»?

Вам поможет простая помощница браслет-подсказка. Это хлопчатобумажная, акриловая нитка, которая завязана на запястий левой руки ребенка. Её ребенок никогда не снимает. С ней дети играют, едят, умываются, моются… вообщем, она всегда с Ваши ребенком.  Она должна быть приятна на ощупь ребенку, не раздражать, цвет не имеет значения.

Для чего она нужна? Эта постоянная подсказка для ребёнка, чтобы различать левую и правую руку.

Как ей пользоваться?

  1. Завяжите на руку нитку, так чтобы она была свободно на запястье, не давила и не скатывалась. Скажите ему, что это его подсказка, где левая рука.
  2. Поиграйте с ребенком в игру «Право-лево». Пусть ребёнок поднимает и опускает руку по вашей просьбе. Если малыш путается, то обращайте его внимание на какой руке завязана ниточка. «Где ниточка?» «На какой руке?» «На левой (правой) руке! Вот левая (правая) рука!».
  3. Когда ребёнок сможет ориентироваться в своих руках без ваших подсказок, просите его отвечать на вопросы: «Какой рукой взял?», «С какой стороны лежит игрушка?» Чем больше вы будете задавать подобных вопросов, тем легче и быстрее у вашего малыша закрепятся понятия «право», «лево».
  4. Чтобы усложнить игру и сделать её динамичнее, можно попросить ребенка выполнить не сложные действия: «Покажи левое ухо!», «Покажи левый локоть!», «Покажи левое плечо!», «Покажи левый бочок!», «Покажи левое колено!», «Покажи левую пятку!». Тоже самое сделать и с правой стороной.
  5. Далее можно просить ребёнка показывать по очереди: «Покажи левое ухо!», «Покажи правое плечо!», «Покажи левый бочок!», «Покажи Правое колено!» и т.д.

Именно в такой последовательности вашему ребёнку легче будет освоить понятия «право» и «лево», а от вас не потребует больших усилий.

Выполняя данные простые упражнения с вашим малышом в любых обстоятельства (на прогулке, в игре, в машине, за столом во время еды, при выполнении не сложных домашних поручений и т.п.), вы заметите результат. Не нужно выделять время и помещение для таких игр, достаточно 3-5 минут в день. Каждый день!!!

У Вас появился вопрос!? «Почему на левую руку нитку-подсказку?»

Это следующая тема.

 

                                                                                   Играя, готовим руку к письму.  Законы чистописания для дошколят

 

Обучение письму – непростая задача, которая требует от ребёнка усидчивости и больших усилий.

Многие первоклассники сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: они не могут правильно разместить элементы букв, а затем и буквы в строке, не способны безотрывно написать даже простейшие элементы, и при этом быстро устают, у них появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают, теряют уверенность в собственных силах.

Чтобы таких проблем не возникало, нужно готовить ребенка к письму буквально с первого года жизни. Пусть малыш наливает воду из пипетки в стаканчик, рвет бумагу, лепит из пластилина. Ведь при этом развиваются мышцы кистей и координация движений рук.

Проведите с ребенком простые игры, которые могут ему «познакомиться» с основными законами чистописания.

Закон «Не выходи за границы»

Игра «Где ладошка?»

Попросите ребенка несколько раз приложить к большому листу бумаги ладонь одной руки и каждый раз обводите эту ладонь просты карандашом. Затем обведите полученные силуэты черным маркером.

 Предложите малышу опустить ладонь в блюдце с пальчиковой краской яркого цвета и сделать отпечаток на листе только в том месте, где есть силуэтные изображения ладошек. («Где ладошка? Вот она!»)

Когда ребенок научится накладывать свою ладонь на ее силуэтное изображения, усложните задание. Несколько раз обведите обе ладони ребенка, и пусть он оставляет отпечатки сразу обеими руками.

Игра «Нарисуй точки»

Нарисуй черным маркером круг (Диаметр 15 см.), а внутри его – еще один круг (диаметр 13 см.). разница между кругами в 2 см. и будет полем для тренировки руки ребенка. Малыш обмакивает в краску палец и оставляет отпечатки на этом поле – «рисует точки», старается не выступать за края большого круга и не выходить в маленький круг.

Когда малыш освоит прием, предложите ему напечатать точки на поле, образованном такими геометрическими фигурами, как овал, трапеция (также нарисованными одна в другой).

Закон «Шаг за шагом»

Начертите маркером на листе слева на право две параллельные прямые – «рельсы».

 Пусть ребенок обмакнет ребро ладони в краску и сделает на линии отпечатки – нарисует шпалы. Следите, чтобы он не «перепрыгивал» с начала рельсов в конец.

Предложите малышу поиграть – провести игрушечный поезд по новой железной дороге.

Игра «Тропинки»

Нарисуйте на одном листе множество тропинок: прямых, зигзагообразных, волнистых, поднимающихся вниз (ширина не менее 2 см.). Главное, чтобы они начиналась с левой стороны листа и вели к правой. Предложите ребенку обмакнуть палец в краску и весело пройти по тропинкам, оставляя отпечатки. Следите, чтобы он «шагал» слева на право и «не перепрыгивал» с тропинки на тропинку.

Закон «Слева на право»

Игра «Дорожная разметка»

Приклейте на альбомный лист две-три длинные черные полоски – «дороги». Предложите ребенку обмакнуть палец в белую краску и «нарисовать точки» посередине каждой полоски – сделать «дорожную разметку». Следите, чтобы он «размечал» каждую дорогу, двигаясь слева направо.

 

Закон «Без отрыва»

Игра «Лучики»

Нарисуйте на листе ватмана желтый круг (диаметр 20 см.). Пусть ребенок раскрасит его отпечатками своих ладоней. Затем научите малыша рисовать луч: нужно положить ладонь на круг, а затем «тянуть» ее по листу, не отрывая от поверхности.

Если вы играете с несколькими детьми, устройте соревнование на самый длинный лучик.

 

Игра «Дорожки»

Наклейте на лист бумаги нитку, которая тянется вверх, вниз, петляет. Придумайте дорожки исходя из возможностей ребенка. Предложите малышу обмакнуть палец в краску и, как можно дольше не отрывая палец от листа, рисовать дорожку рядом с ниткой, повторяя все ее повороты и изгибы.

Предложите ребенку нарисовать дорожку шариковой ручкой. Для этого научите его правильно держать ручку. При письме она держится тремя пальцами – большой слева, средний справа, указательным сверху. Остальные пальцы прижаты к кисти. Кончик ручки направлен в плечо правой руки. Локти находятся на столе, не свисают.

Если ваш ребенок быстро устает, проводите вовремя пальчиковые игры или самомассаж, например, предложите покатать грецкий орех между ладонями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 Как знакомить детей дошкольного возраста с понятием «время года»

(на примере времени года «осень»)

 

 

 

Каждый сезон для детей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своём опыте усвоить понятие «время года».

Во дворе 

Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в обычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растет одно - единственное дерево - и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему с ребенком раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. С помощью камеры сделайте серию последовательных снимков дерева с одной точки. Потом отберите основные фазы – вот листики еще зеленые, потом слегка пожелтели, вот они желтые, облетают и совсем облетели. Получится замечательное пособие для бесед с малышом – о сезонных изменениях, о понятиях времени года «раньше – позже». Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края на зимовку, полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей.

Все на прогулку.

Здесь можно любоваться красками осени, вдыхать её неповторимый аромат!

  • Выбирайтесь в парк, сквер как можно чаще – и в погожие деньки, и в пасмурные. Где еще встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно (и нужно!) потрогать, пощупать, понюхать. Дайте ребенку полную свободу.
  • Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Возьмите с собой запасной вариант. И позвольте ребенку веселиться в свое удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!
  • В разных уголках города можно наблюдать разнообразие пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуетесь раскидистым кленом и соберете под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины и поиграете в салочки на берёзовой полянке. Дуб по праву займет почетное место на прогулке.

Уроки под открытым небом

Как сделать прогулку еще полезнее для развития ребенка?

  • Обращайте внимание детей на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руки листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите рукой по коре дерева.
  • Проговаривайте всё, что вы видите, отмечайте словами признаки и свойства. «Это листик клёна. Он широкий, резной, похож на твою ладошку…»
  • Фотографируя своего ребенка на роскошном золотом фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.

Домашнее задание для мамы, папы и малыша

  • Принесите с прогулки «сувениры», чтобы рассмотреть их дома, изготовить поделки. Для совместного творчества родителей и детей подойдут листья, семена клена, гроздья рябины, шишки, желуди, кусочки коры, мха, веточки.
  • Почитайте рассказы, стихи, загадки о поведении животных и насекомых в осеннюю пору.
  • Поиграйте с мягкими игрушками. Постройте теплую берлогу для мишки, слепите из пластилина (или солёного теста) грибочки для белочки.
  • Нарисуйте вместе с ребёнком осенний пейзаж.
  • Рассмотрите вместе фотографии, сделанные на прогулке. Выберите самые удачные слайды в мини-альбом для создания коллажа.

 

 

Как научить ребёнка правильно держать ручку?

6 основных способов и несколько дополнительных советов

 

Вопрос, как правильно держать ручку при письме, обычно возникает перед родителями, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет. Но специалисты убеждены, что приступать к обучению нужно гораздо раньше, чтобы первокласснику не пришлось переучиваться в авральном режиме.

Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.

Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление позвоночника.

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.

Почему возникают ошибки?

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

ВАЖНО! Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом. Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики. С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

ВАЖНО! Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Чем чревато неправильное держание карандаша?

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом. Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

ВАЖНО! Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Как держать ручку при письме?

Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева. У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

ВАЖНО! Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу       о следующих правилах:

  • пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
  • все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
  • два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
  • вся кисть руки полностью расслаблена;
  • идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
  • в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

СОВЕТ! Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.

 

 

6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку

 

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев). Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

 

Захват пинцетом

 

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей. Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

 

Салфеточный метод

 

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем. Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

 

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

ВАЖНО! Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Мелки

Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша. Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров. Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами. Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

 

Метка на пальчике

 

 

Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш. ВАЖНО! Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

«Баю-бай», ручка

Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш. Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем». Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.

 

Насадка на карандаш в качестве обучающей методики

 

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.

ВАЖНО! В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка. Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

ИНТЕРЕСНО! Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку. Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  •  безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

СОВЕТУЮТ ЭКСПЕРТЫ! Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Правильная поза за столом

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.

ВАЖНО! Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем; укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Развитие навыков мелкой моторики

Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.

Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:

  • пальчиковая гимнастика;
  • перекатывание бусин между пальцами;
  • нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
  • вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
  • завязывание и развязывание узлов;
  • пришивание пуговиц;
  • рисование;
  • выполнение различных штриховок;
  • дорисовывание узоров;
  • лепка из пластичной массы;
  • шнуровка;
  • развлечение с конструктором;
  • развлечение с пупырчатым мячом и пр.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА! С помощью вышеозначенных правил и рекомендаций родитель сможет развить тонкую моторику пальчиков и с лёгкостью научить ребёнка правильному положению пальцев при осуществлении письменной работы.

 

Таким образом, вопрос, как научить ребёнка держать карандаш или ручку, рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Однако решается эта проблема достаточно просто, но только если проявлять терпение и учитывать особенности малыша.

 

Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка

Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. Вам предлагаем упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

Или так:

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

Затем начните считать по-другому:

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Или так:

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

Приведенные выше игры и упражнения можно использовать в любом возрасте.

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Основные помощники, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница создана: 13 ноября в 12:24. Последнее редактрование: 13 ноября в 12:44
На сайте тополёк.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы