На главную
Карта сайта
Вверх

Пожарная безопасность

 - Декларация пожарной безопасности

  - План мероприятий о противопожарной безопасности В МБДОУ "Детский сад № 9 В весенне-летний период 2018 г."

 - План действий администрации и персонала МБДОУ  "Детский сад № 9"в случае пожара

 

 

«Основы пожарной безопасности»
   Из опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста потребности 
в знаниях основ пожарной безопасности и пожаробезопасного поведения.
    Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного  возраста.      
        Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. 
       В настоящее время задача  безопасной жизнедеятельности в нашем детском саду  является одной из значимых и приоритетных, так как сюда поступают: 
дети из социально-незащищенных слоев населения:                                           
дети с неблагополучных семей;
дети,  чьи родители лишены родительских прав;
дети, которых воспитывают опекуны или приемные родители, и другие.
Основной целью моей работы является: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ. 
 Основная моя функция состоит не в оттормажевании опыта ребенка как несущественного, а, наоборот, в максимальном его выявлении, использовании, «окультуривании», развитии, путем обогащения результатов. 
        Для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи: систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров; формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара, воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных  ситуациях; формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий  в области  основ  безопасности жизнедеятельности; информирование и вовлечение родителей в профилактические  противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ; организация  мониторинга качества образования  по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта.
 Вся образовательная  работа строится по трем модулям:                                              
1.Работа с детьми.     2.Работа с педагогами.   3.Работа с родителями.
 Работа с детьми.
       В своей работе я использую разнообразные формы и методы организации образовательной  деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создаю атмосферу заинтересованности  каждого ребенка в группе. Стимулирую к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. При обучении основам пожарной безопасности  использую в ходе занятия дидактический материал, позволяющий воспитаннику выбрать наиболее значимые для него вид и форму изучаемого содержания материала. Поощряю стремление ребенка находить свой способ решения проблемы,  анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные. 
     Создаю ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создаю обстановку для естественного самовыражения ребенка.      В целях уменьшения страха детей при виде пожарного в масках во время пожара, на занятия приглашала пожарного в полном обмундировании и снаряжении. 
Встреча с доктором в белом халате помогает детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).
 Необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия. Совершенно другие способы защиты от огня и дыма, если пожар начался в  подъезде, и т.д.  
       Использую: специально организованные занятия; встречи с людьми профессии «пожарный»; экскурсии в пожарную часть; исследовательская деятельность (опыты, практические упраж¬нения), провожу ознакомление с правилами пожарной безопасности через про¬изведения художественной литературы; использую публикации периодической печати; игровую деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятель¬ные игры); организую тематические конкурсы поделок и детских рисун¬ков. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, активные формы работы (презентации, проекты, коллажи), в ходе которых  формируются  у детей: 
— личностные качества — дис¬циплинированность, культуру поведения, выдержку, внима-ние;
— определенные знания и уме¬ния ориентировки в про¬странстве, пользования различ¬ными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара. Чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме и избе¬жать излишнего морализирования в формировании у него само¬стоятельности и ответственности, им  предлагаю наглядный материал, увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, в ходе которых дети овладевают новыми для них способами действия. Учебный процесс выстраиваю в форме  занятий теоретического и практического характера.
     Два года назад мною была разработана и внедрена программа «Основы пожарной безопасности». Программа  направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в знаниях основ пожарной безопасности,  воспитание культуры безопасного поведения. Программа рассчитана на два учебных года и носит цикличный характер. В первый год (старшая группа) дети знакомились с темами. Во второй год (подготовительная к школе группа) происходит дальнейшее более глубокое изучение тем. Изменение содержания тем характеризуется  усложнением материала. 
Задачи обучения детей: показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Познакомить детей с профессией пожарного, раскрыть значимость труда, показать его опасность. Познакомить с литературными произведениями о пожарных. Показать детям предназначение спичек, других огнеопасных предметов в жизни человека, разъяснить их опасность в неумелых руках. Систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров. Познакомить детей с правилами поведения во время пожара. Воспитывать ответственность за свои поступки. Воспитывать чувство уважения к труду пожарных. Развивать чувство коллективизма, ответственности, выдержку. 
Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!»:
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предме¬ты, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электри¬ческие  приборы;
-брать горящие  угли;
-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
  Содержание знаний, умений и навыков направлено на формиро¬вание грамотного поведения в условиях возникновения опас¬ностей природного и социаль¬но-бытового характера.
             Особое внимание уделяю практическим занятиям. При изучении правил пожарной безопасности любое занятие подтверждаю    практикой. Но практических занятий, конкретизации опасных ситуаций, поведение в таких ситуациях, явно недостаточно. 
          Как же совместить практику с теорией? Неоднократное повторение одних и тех же действий в иг¬ровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продук¬тивной деятельности способ¬ствуют формированию знаний о пожаробезопасном поведении.
     Провожу большую работу по формированию  правил пожарной безопас¬ности, где мои воспитанники расширяют знания  о борьбе с огнем; формирую ответственное отношение к сво¬ей безопасности. Формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Работа по фронтальной форме занимает лишь незначительную часть всего времени изучения тем, потому что преобладание ее не может обеспечить успешности. Полагаю, что использование таких форм позволяет добиться включения каждого ребенка в активную целенаправленную познавательную деятельность. 
Мною были разработаны дидактические материалы  «Огонь-друг и враг», «Как потушить огонь» и др. При разработке дидактического материала  учитывались психолого - педагогические особенности воспитанников старшего дошкольного возраста, объективная сложность содержания заданий и различные способы их решения. Дети не только слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают сверстники, вместе отбираем содержание, которое закреплено научным знанием. 
 Ребята  моей группы постоянно являются победителями конкурсов по пожарной безопасности, как в дошкольном  учреждении, так и  в городских конкурсах.                                                                                 
Работа по второму модулю «Работа с педагогами»   направлена на повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе новых технологий по воспитанию культуры и обучению основам  пожарной безопасности  воспитанников. 
      В течение двух лет были проведены педагогические советы. На которых  педагоги были ознакомлены с  нормативно- правовой документацией по  пожарной безопасности, «новые подходы» к проведению «пятиминуток» по пожарной безопасности. На базе ДОУ было организовано 2 семинара – практикума по темам: «Основные направления работы по основам пожарной безопасности», «Ознакомление детей с вредными и опасными факторами во время пожара», на которых были разработаны циклы развивающих игр по пожарной безопасности: «Опасности при использовании электроприборов», «Опасные ситуации» и др. Презентация тематических  проектов, систематизировали знания дошкольников о пожарной безопасности.
                 Третий модуль «Работа с родителями».
      В период реализации программы были использованы как традиционные так и нетрадиционные, активные формы работы с родителями воспитанников группы. Проведены общие родительские собрания, на которых 3 раза в год рассматривались вопросы по формированию у детей основ пожарной безопасности. Интересно проходили групповые родительские собрания, консультации, акции, конкурсы и открытые мероприятия.  
      Мною были предложены  анкеты: «Чтобы не было беды», «Что  нужно  знать каждому о пожарной безопасности!»,  «Если в доме пожар», «Уроки  выживания при пожаре» и др.
         Совместно с родителями прошел праздник «Будь осторожен с огнем», на котором родители были непосредственными участниками развлечения.  Вместе с ребенком показывали приемы тушения пожара и спасения пострадавших. 
 Воспитатель: Н.В.Благинина